Российская педагогическая энциклопедия - мак-луэн херберт маршалл
Связанные словари
Мак-луэн херберт маршалл
Осн. сфера науч. деятельности М.-Л. — исследование культурологич. аспектов массовой коммуникации, и в частности феномена «массовой культуры». В первой кн. «Механич. невеста: фольклор индустриального человека» — («The mechanical bride: folklore of industrial man», 1951) М.-Л. рассмотрел рекламу как наиб. характерное явление «массовой культуры». В серии книг, посвящённых проблемам массовой коммуникации, — «Галактика Гутенберга: производство типографского человека» («The Gutenberg galaxy: the making of typographic man», 1962),»Понимание средств коммуникации: расширение возможностей человека» («Understanding media: the extensions of man», 1964), «Война и мир в глобальной деревне» («War and peace in global village», 1968) и др. — выдвинул концепцию ист. развития человечества, согласно к-рой перевороты в развитии культуры происходят в связи с распространением нового «средства общения» (массовой коммуникации). Это средство, будучи «технол. продолжением» человека, оказывает на него всестороннее обратное влияние и формирует новый тип восприятия. Для «эпохи племенного человека» характерно мифологич. мышление, нерасчленённость восприятия, основанная на преобладании слуха и осязания (общение осуществляется гл. обр. посредством устной речи). Появление письменности, в особенности фонетич. письма, постепенно трансформирует «оральную» (устную) коммуникацию в «визуальную» (зрительную). Отправной точкой «эпохи типографского индустриального человека» явилось изобретение в 15 в. И. Гутенбергом печатного станка. Распространение книгопечатания, по М.-Л., привело к преобладанию зрительного восприятия, а также к обособлению нац. языков и гос-в, к пром. революции, разобщению людей и растущей производств. специализации, крайним формам рационализма и индивидуализма. В 20 в. в связи с появлением аудиовизуальных средств наступает «эпоха нового племенного человека», нервная система к-poгo расширена с помощью электронных средств коммуникации. В результате образуется «глобальное объятие», сжимающее пространство и время в человеческом обществе, и Земля всё больше превращается в «глобальную деревню», где человечество окружено продуктами своего воображения. Это, в свою очередь, приводит к новому витку мифологизации сознания. Так, «кончается Природа и начинается Экология». Центр. значение в выявлении людьми кардинальной общности своих интересов М.-Л. отводит формирующемуся экологич. мышлению.
Одним из первых М.-Л. обратился к рассмотрению процессов массовой коммуникации в неразрывной связи с общекультурными.
Идеи М.-Л. оказали влияние на развитие «массово-коммуникац. педагогики», в частности медиа образования. Отмеченная М.-Л. необходимость «понимания средств коммуникации» и осознание пед. общественностью важности обучения подрастающего поколения «вербо-визуальной грамотности» способствовали возникновению в 60-е гг. в США и Канаде движения «Визуальная грамотность». В память М.-Л. в Канаде учреждена пед. премия его имени, к-рая ежегодно присуждается преподавателю, разработавшему наиб. оригинальное применение «ком-муникац. технологий» в образовании.
Соч. в рус. пер: Телевидение. Робкий гигант, в кн.: Телевидение вчера, сегодня, завтра, М., 1987.
Лит.: Marchand Ph., Marshall McLuhan: The Medium and the Messenger, N. Y.-L., 1989.
А. В. Шариков.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 4359 | |
2 | 3229 | |
3 | 2518 | |
4 | 2166 | |
5 | 2147 | |
6 | 2127 | |
7 | 2060 | |
8 | 1930 | |
9 | 1922 | |
10 | 1840 | |
11 | 1825 | |
12 | 1771 | |
13 | 1733 | |
14 | 1688 | |
15 | 1634 | |
16 | 1611 | |
17 | 1568 | |
18 | 1524 | |
19 | 1503 | |
20 | 1426 |