Российская педагогическая энциклопедия - кризисы возрастные
Связанные словари
Кризисы возрастные
На этих этапах происходит коренная смена всей «социальной ситуации развития» ребёнка — возникновение нового типа отношений со взрослыми, смена одного вида ведущей деятельности другим. К. в. — закономерные и необходимые этапы развития ребёнка; т. о., понятие «кризис» в данном контексте не несёт негативной окраски. Однако нередко К. в. сопровождаются проявлениями отри-цат. черт поведения (конфликтность в общении, упрямство, негативизм и т. п.). Источник этого явления — противоречие между возросшими физич. и духовными возможностями ребёнка и ранее сложившимися видами деятельности, формами взаимоотношений с окружающими, приёмами пед. воздействия. Эти противоречия нередко приобретают острую форму, порождая сильные эмоциональные переживания, нарушения взаимопонимания со взрослыми. В шк. возрасте в рамках К. в. у детей обнаруживается падение успеваемости, ослабление интереса к уч. занятиям, общее снижение работоспособности. На остроту протекания К. в. оказывают влияние индивидуальные особенности ребёнка.
Яркую негативную окраску имеет, напр., кризис 3 лет, когда прежде послушный ребёнок может внезапно стать неуправляемым, и кризис подросткового возраста, опасный неожиданными формами протеста против реального или мнимого давления со стороны взрослых.
Негативные проявления К. в. не являются неизбежными. Гибкая смена воспитат. воздействий, учёт происходящих с ребёнком перемен могут значительно смягчить протекание К. в.
Лит.: Выготский Л. С., Проблема возраста, в кн.: Собр. соч., т. 4, М., 1984. См. также лит. при ст. Возраст.
М. А. Степанова.
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 4359 | |
2 | 3229 | |
3 | 2518 | |
4 | 2166 | |
5 | 2147 | |
6 | 2127 | |
7 | 2060 | |
8 | 1930 | |
9 | 1922 | |
10 | 1840 | |
11 | 1825 | |
12 | 1771 | |
13 | 1733 | |
14 | 1688 | |
15 | 1634 | |
16 | 1611 | |
17 | 1568 | |
18 | 1524 | |
19 | 1503 | |
20 | 1426 |