Российская педагогическая энциклопедия - конформизм
Связанные словари
Конформизм
Различают внешнюю (публичную) и внутреннюю (личную) конформность. Первая представляет собой демонстративное Подчинение навязываемому группой мнению с целью заслужить одобрение или избежать порицания, а возможно, и более жёстких санкций со стороны входящих в группу лиц; вторая — действительное преобразование индивидуальных установок в результате внутр. принятия позиции окружающих, оцениваемой как более обоснованная и объективная, чем собств. точка зрения. Внутр. конформность, как правило, сопровождается внешней, к-рая, напротив, не всегда предполагает личностное согласие с поневоле соблюдаемыми групповыми нормами. При всех различиях обе формы близки в том, что служат специфич. способом разрешения осознанного конфликта между личным и доминирующим в группе мнением в пользу последнего: зависимость человека от группы вынуждает искать подлинного или мнимого согласия с ней, подстраивать своё поведение под кажущиеся чуждыми или непривычными эталоны. Особой разновидностью той же зависимости является нонконформизм — стремление во что бы то ни стало поступать вопреки позиции господствующего большинства, любой ценой утверждать противоположную точку зрения.
Начало исследованиям К. было положено в 50-х гг. 20 в. работами амер. психолога С. Аша, изучавшего влияние группового давления на принятие человеком решений, противоречащих объективно воспринимаемой им информации. Было установлено, что в зависимости от обстоятельств каждый человек обнаруживает ту или иную степень конформности.
К. нередко становится доминирующим стилем жизни, когда человек утрачивает способность к инициативе и самостоятельности суждений во всём многообразии жизненных обстоятельств. Рус. психиатр П. Б. Ганнушкин («Клиника психопатий», 1933, опубл. в Избр. тр., 1964), опираясь на разработанную им классификацию характеров, был склонен объяснять К. принадлежностью человека к определённому типу личности, при этом он прямо связывал конформность с низким интеллектом. Дальнейшие исследования во многом опровергли его гипотезу; напр., было установлено, что человек, принадлежащий, по Ганнушкину, к т. н. конформному типу, может хорошо учиться, в т. ч. и в вузе, а при определённых условиях — успешно выполнять сложные виды проф. деятельности, т.е. между конформностью и уровнем интеллекта существенной взаимосвязи нет. Очевидно, склонность к К. закрепляется и усиливается под влиянием окружающей человека социальной среды, и особенно в результате неадекватных пед. воздействий.
В первые годы своей жизни ребёнок неизбежно проявляет конформность, усваивает от старших правила поведения, оценки тех или иных событий. Психол. основой конформности является высокая внушаемость ребёнка, непроизвольное подражание, «заражение». Когда в периоды кризисов развития (см. Кризисы возрастные) ребёнок протестует против требований родителей, в этом проявляется тенденция, противоположная К., — нонконформизм. Проявления К. и нонконформизма в дошк. и мл. шк. возрасте часто сменяют друг друга. Поэтому родителям и воспитателям следует избегать поспешных выводов об особенностях формирующегося характера ребёнка.
Подростковый возраст, как правило, сопровождается характерным кризисом отношений с окружающими: к семейной группе (прежде всего к родителям) подросток проявляет нонконформизм, а к группе сверстников — К. Подростки не склонны менять микросреду сверстников, в к-рой они освоились. Нередко решающим фактором в выборе уч. заведения становится предпочтение товарищей. Одной из самых тяжёлых психич. травм, к-рая, по-видимому, для них существует, является изгнание подростка из привычной группы сверстников.
Авторитарные методы борьбы с подростковым К., как правило, неэффективны. Напр., запрет встречаться со сверстниками только усиливает нежелат. тенденции поведения. С другой стороны, повышенный К., подверженность влиянию других в сочетании с включённостью в группу подростков с противоправными интересами (пьянство и наркомания, беспорядочные сексуальные отношения, воровство, спекуляция и т. п.) может привести к катастрофич. последствиям. Нежелательные, антиобществ. проявления К. можно и нужно преодолевать прежде всего за счёт профилактики — сисТематич. поощрения в семье (начиная со ст. дошк. возраста) сознательно аргументированной убеждённости в правильности своих поступков, оценок, интересов и предпочтений в форме подчёркнутого уважения к мнению всех членов семьи.
Воспитание человека с активной жизненной позицией требует развития у ребёнка способности к сознат. принятию или отвержению требований группы на основе их сопоставления с моральными нормами и обществ. ценностями. При этом независимость не исключает солидарности личности с группой, но не в силу давления, а на основе сознат. согласия с ней.
Лит. — Иванов В. Г., Коллективизм или конформизм?, Л., 1980; Психология развивающейся личности, под ред. А. В. Петровского, М., 1987.
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 4359 | |
2 | 3228 | |
3 | 2518 | |
4 | 2166 | |
5 | 2147 | |
6 | 2127 | |
7 | 2060 | |
8 | 1930 | |
9 | 1922 | |
10 | 1840 | |
11 | 1824 | |
12 | 1771 | |
13 | 1733 | |
14 | 1688 | |
15 | 1634 | |
16 | 1611 | |
17 | 1568 | |
18 | 1524 | |
19 | 1503 | |
20 | 1426 |