Российская педагогическая энциклопедия - дети с нарушениями речи
Связанные словари
Дети с нарушениями речи
Нарушения речи различаются по формам и по степени выраженности. Они могут затрагивать только фонетич. сторону речи или также её смысловую сторону, словарный запас, грамматич. строй. Кроме того, нарушения проявляются в изменении темпа и плавности речи (напр., при заикании), в расстройствах письма и чтения (при дисграфии и дислексии).
В логопедии разработана пед. классификация, согласно к-рой нарушения речи подразделяются на фонетические, фоне-тико-фонематические, общее недоразвитие речи, заикание. наиб. многочисленна группа детей с общим недоразвитием речи. У этих детей резко ограничен словарный запас; иногда полностью отсутствует возможность речевого общения. В лёгких случаях нарушения речи проявляются в искажённой артикуляции звуков, в нек-рых устранимых трудностях их восприятия при достаточно развитой лексико-грамматич. стороне речевого высказывания.
Большинство детей с нарушениями речи способны понимать обращённую к ним речь, однако сами ограничены в возможностях речевого общения, что нередко вызывает у них вторичную задержку в формировании речевого мышления, внимания, памяти, а также нарушение эмоционально-волевой сферы и др.
Эффективность коррекции речевых нарушений зависит от формы и степени дефекта, индивидуальных компенсаторных возможностей ЦНС детей, от своевременности и продолжительности пед. и мед. воздействия.
Ранняя квалифициров. диагностика нарушений речи в дет. возрасте позволяет предотвратить мн. осложнения речевого развития. Дошкольники воспитываются в спец. логопедич. садах и группах (дети с общим недоразвитием речи — с 3—4 лет, а заикающиеся — с 2—3 лет). По решению медико-пед. комиссии дети, достигшие шк. возраста, в случае полного или почти полного преодоления речевого дефекта направляются для дальнейшего обучения в массовую школу, а в случае стойких, трудно преодолимых аномалий речевого развития — в спец. школу для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Лит.: Расстройства речи у детей и подростков, под ред. С. С. Ляпидевского, М., 1969; Спирова Л. Ф., Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи, М., 1980. См. также лит. при ст. Логопедия.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 4359 | |
2 | 3229 | |
3 | 2518 | |
4 | 2166 | |
5 | 2147 | |
6 | 2127 | |
7 | 2060 | |
8 | 1930 | |
9 | 1922 | |
10 | 1840 | |
11 | 1825 | |
12 | 1771 | |
13 | 1733 | |
14 | 1688 | |
15 | 1634 | |
16 | 1611 | |
17 | 1568 | |
18 | 1524 | |
19 | 1503 | |
20 | 1426 |