Поиск в словарях
Искать во всех

Российская педагогическая энциклопедия - двуязычие

 
 

Связанные словари

Двуязычие

двуязычие
билингвизм, владение двумя разл. языками или диалек тами одного языка в степени достаточной для общения. В случае владения неск. языками говорят о многоязычии Понятие Д. имеет 2 аспекта — психологический и социальный Д. может характеризовать каждого отдельного человека (психол. аспект), исследуются причины и факторы возникновения индивидуального Д., влия ние уровня владения родным языком на усвоение второго языка и т. д. С др сто роны, может иметь место групповое или массовое Д. (социальный аспект). Так, целый ряд народов (этносов) практически двуили даже трех язычен (напр., 80% абазин, адыгейцев, балкарцев и др. народов Рос. Федерации свободно владеют русским или др. неродным языком). Поэтому необходимо изучать причины массового Д. и оценивать его влияние на процессы культурной и языковой асси миляции и т. д.

Существует 2 осн. толкования Д. узкое — одинаково совершенное владение двумя языками и широкое — относитель ное владение вторым языком, умение им пользоваться в определенных сферах общения. Так, умение воспринимать ино язычную речь на слух (напр., при слуша нии радио) и неумение говорить на данном языке в узком понимании не оценивается как Д., но в широком — считается Д. По видимому, более целесообразно (в т.ч. при анализе проблем образования) придерживаться второго подхода, дифференцируя владение вторым языком по видам речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письменная речь). Реальные данные о степени распростра ненности Д и многоязычия в СССР не полны, т к вопросы Всес переписей насе ления требовали дать только субъектив ную оценку респондентом свободного вла дения др языком СССР (и к тому же только одним) Но даже при таком подходе двуязычными оказывались 29 4% всего населения СССР (1989)

Степень распространенности Д. различ на не только у разных народов, но и у одного и того же народа, проживающего в разных регионах (напр., среди украинцев Рос. Федерации больше двуязычных, чем среди украинцев Украины. На основе субъективных трактовок данных о массовом Д. принимались волевые решения о целесообразности шк. обучения у нек-рых народов не на родном, а на втором языке, однако при этом не учитывалось, во-первых, наличие у данного народа развитой нац. культуры и нац. самосознания, во-вторых, интересы той части населения, к-рая не двуязычна.

Необходимость Д. вызвана тем, что разл. языки могут выполнять разл. социальные функции. Конкретный неродной язык может быть предметом изучения в школе, языком преподавания, языком массовой коммуникации и т. п., тогда как родной язык далеко не всегда выполняет все эти функции.

В 60—80-е гг. внедрение нац.-pvc. Д. часто шло адм.-командным путём. Во мн. регионах форсировались реорганизация школ и перевод обучения в них с родного языка на русский. Это объективно вело к культурной и языковой ассимиляции. Игнорировались как реальная распространённость разных видов Д., так и наличие разл. языков межнац. общения. Проблема рус.-нац. Д. не ставилась. Население часто воспринимало такое положение как новый вариант великодержавной русификации. Со 2-й пол. 80-х гг. приняты меры по обеспечению широких прав национальностей и нац. групп в реализации своих языковых потребностей. Это диктует реа-листич. подходы и оценки к состоянию и тенденциям Д.

Раннее Д. (т.е. овладение вторым языком в раннем детстве, вскоре после овладения родным) типично для смешанных семей. Никакого отрицат. влияния на психич. развитие ребёнка раннее Д. не оказывает. Различают также т. н. естественное (вызванное двуязычной ситуацией в семье, во дворе и т. д.) и искусственное (в результате целенаправленного обучения) Д.

Психол.-пед. вопросы Д. изучаются в Центре преподавания рус. языка Ин-та общеобразоват. школ РАО, в Ин-те нац. проблем образования и др. НИИ.

 

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  — билингвизм, владение двумя различными языками или диалектами одного языка в степени, достаточной для общения. В случае владения несколькими языками говорят о многоязычии. Понятие "Д." имеет 2 аспекта психологический и социальный. Д. может характеризовать каждого отдельного человека (психологический аспект), или может иметь место массовое или групповое Д. (социальный аспект). Целый ряд этносов двуили даже трёхъязычен. Д. в узком смысле одинаково совершенное владение двумя языками, в широком смысле относительное владение вторым языком, умение им пользоваться в определённых сферах общения. При анализе проблем образования целесообразен второй подход. Степень распространения Д. различна не только у разных народов, но и у одного и того же народа, проживающего в разных регионах. Необходимость Д. вызвана тем, что различные языки могут выполнять различные социальные функции. Конкретный неродной язык может быть предметом изучения в школе, языком преподавания, языком массовой коммуникации и т.п., тогда как родной язык далеко не всегда выполняет все эти функции. В 60-80-е гг. 20 в. насильственное внедрение...
Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины