Российская педагогическая энциклопедия - возрастная физиология
Связанные словари
Возрастная физиология
Формированию В. ф. способствовал традиционный для отеч. физиологии эволюц. подход к изучению физиол. систем. На необходимость изучения физиол. процессов на протяжении онтогенеза указывал И. М. Сеченов (1878). Начало систематич. изучению морфологии и физиологии развивающегося организма человека было положено Н. П. Гундобиным («Особенности дет. возраста», 1906).
Интенсивное развитие В. ф. в СССР началось в 20—30-х гг. 20 в. Выявлены структурные и функциональные возрастные особенности развития отд. органов и систем (Л. А. Орбели, Н. И. Красногорский, А. Г. Иванов-Смоленский, П. К. Анохин, И. А. Аршавский, А. А. Волохов, А. А. Маркосян). Разрабатываются проблемы возрастной нейрофизиологии и эндокринологии, возрастных изменений обмена веществ и энергии, клеточных и субклеточных процессов, а также акселерации. Сформировались концепции онтогенеза и старения (И. П. Павлов, М. К. Петрова, А. А. Богомолец, А. В. Нагорный, Анохин, Аршавский, Маркосян).
В. ф. тесно связана со смежными науками — морфологией, биологией, антропологией является науч. и теоретич. основой таких мед. дисциплин, как педиатрия, гигиена детей и подростков, геронтология и гериатрия, а также педагогики, психологии, физич. воспитания и др.
Необходимость разработки теоретически обоснованных методов воспитания, обучения и охраны здоровья детей обусловила выделение в качестве самостоят. направления физиологии развития ребёнка (с момента рождения до достижения зрелого возраста). Её осн. задачи: всесторонняя характеристика особенностей функционирования организма детей и подростков, его функциональных и ада-птац. возможностей на разных этапах развития, чёткое разграничение этих этапов на основе наиб. информативных физиол. критериев. В результате комплексных физиол. исследований выявлены обшие закономерности онтогенетич. развития.
Изучение функций организма детей и подростков при физич. и умственных нагрузках позволяет выявить функциональные возможности организма ребёнка в определённые возрастные периоды, степень его готовности к разл. видам деятельности, адаптивные способности, что имеет большое значение для пед. практики.
Определены сроки становления функциональных систем дет. организма и по-годовая динамика их изменений. Установлены возрастные особенности важнейших психофизиол. функций, сензитив-яые периоды их развития и выявлены нейрофизиол. механизмы, обусловливающие их формирование в онтогенезе (см. Анатомо-физиологические особенности детей).
Лит.: Аршавский И. А., Очерки по возрастной физиологии, М., 1967; Основы морфологии и физиологии организма детей и подростков, под ред. А. А. Маркосяна, М., 1969; Анохин П. К., Очерки по физиологии функциональных систем, М., 1975; Возрастная физиология. (Руководство по физиологии), Л., 1975; Физиология развития ребенка, под ред. В. И. Козлова, Д. А. Фар-бер, М., 1983. Д. А. Фарбер.
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 4359 | |
2 | 3228 | |
3 | 2518 | |
4 | 2166 | |
5 | 2147 | |
6 | 2127 | |
7 | 2060 | |
8 | 1930 | |
9 | 1922 | |
10 | 1840 | |
11 | 1824 | |
12 | 1771 | |
13 | 1733 | |
14 | 1688 | |
15 | 1634 | |
16 | 1611 | |
17 | 1568 | |
18 | 1524 | |
19 | 1503 | |
20 | 1426 |