Поиск в словарях
Искать во всех

Российская педагогическая энциклопедия - братские школы

 
 

Связанные словари

Братские школы

братские школы
1) Уч. заведения, существовавшие в 16—18 вв. при братствах, нац.-религ. обществ. объединениях православных горожан Украины и Белоруссии (в составе Польско-Литов. гос-ва). Высоким уровнем преподавания отличались Б. ш. во Львове (ок. 1585), в Вильнюсе (1585), Киеве (1615), Луцке (ок. 1617), Могилёве (1590—92). Обучение в школах делилось на 2 ступени. Мл. школьники учились грамоте и пению (по нотам), старшие изучали старославянский, греч. и лат. языки, грамматику, риторику, поэтику, элементы математики и философии. Большое место отводилось православному вероучению. В крупных Б. ш. ставились театральные спектакли. Кроме школ повышенного уровня («гим-насионов»), в городах и нек-рых сёлах Правобережной Украины и Белоруссии действовали многочисленные элементарные Б. ш., мало отличавшиеся от приходских. Устав («Порядок школьный») Львовской школы и правила для учеников («Артикулы прав») Луцкой школы являются памятниками пед. мысли. Согласно уставам, в Б. ш. принимались дети из всех сословий. Срок обучения устанавливался договором между родителями и учителем. Почётные места в классах распределялись соответственно успехам учеников; телесные наказания ограничивались, вводились элементы учения, самоуправления. В ведущих Б. ш. преподавали укр. и белорус, просветители: И. Борецкий, Л. Зизаний, С. Зизаний, Б. Рогатинец, К. Сакович, М. Смотриц-кий и др. Львовская, Виленская и Могилёвская школы имели типографии. В типографии при Львовской Б. ш. были напечатаны «Аделфотес» — старославянско-греч. грамматика, составленная учениками Львовской Б. ш. и учителем Арсением Элиссонским (1591), и сборник «О воспитании чад» (1609). Деятельность Б. ш. способствовала подъёму культурной жизни, явилась важным вкладом в борьбу укр. и белорус, народов за сохранение нац. самосознания. Во 2-й пол. 17 в. Б. ш. пришли в упадок, а в кон. 18 в. большинство прекратило своё существование. Киевская Б. ш. положила начало колле-гиуму, впоследствии преобразованному в Киево-Могилянскую академию.

Лит.: Медынский E. H., Братские школы Украины и Белоруссии в XVI— XVII вв. и их роль в воссоединении Украины с Россией, М. 1954; Исаевич Я. Д., Братства и их роль в развитии укр. культуры 1618 ст., К., 1966 (на укр. яз.); его же. Преемники первопечатника, М., 1981; Мещеряков В. П., Братские школы Белоруссии, Минск, 1977. Я. Д. Исаевич. 2) В России Б. ш. назывались также нач. школы, открывавшиеся миссионерскими орг-циями (см. Миссионерские школы).

 

Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  — учебные заведения (16-18 вв.) при братствах объединениях православных горожан, оказавшихся в составе Речи Посполитой: во Львове (осн. ок. 1585), Вильне (1585), Могилёве (1590-92), Киеве (1615), Луцке (ок. 1617). В учебном плане большое место отводилось православному вероучению; на начальной ступени обучали грамоте и пению, на старшей старославянскому, греческому, латинскому и другим языкам, грамматике, риторике, поэтике, элементам математики, философии. Устав ("Порядок школьный") Львовской школы и правила для учеников ("Артикулы прав") Луцкой школы памятники педагогической мысли славянских народов. В ведущих Б.ш. преподавали Иов (И. Борецкий), Л. Зизаний, Милетий Смотрицкий и др. Кроме школ повышенного типа ("гимнасионов") создавались многочисленные элементарные Б.ш., близкие приходским школам в странах Европы. Некоторые Б.ш. имели типографии (Львовская наследовала типографию Ивана Фёдорова). В конце 18 в. мн. Б.ш. реорганизованы в коллегии. Киевская Б.ш. положила начало Киево-Могилянской академии. В России Б.ш. назывались также миссионерские школы. (28)717 ...
Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря
2.
  учебные заведения, существовавшие в XVI — XVII вв. при братствах — национально-религиозных объединениях православных верующих Украины, Белоруссии, Чехии и др. стран. Деятельность Б. ш. способствовала подъему культурной жизни и сохранению национального самосознания народов этих стран. В Б. ш. впервые в истории школьного обучения зародилась классно-урочная система, получившая теоретическое обоснование и разработку в трудах чешского педагога Я.А.Коменского. ...
Педагогический словарь
3.
  – братство-религиозно-национальная организация, оригинальные по форме и содержанию школы Юго-запада Руси (Львов, Брест, Луцк, Минск, Могилев). Строились по демократическому принципу: – обучались дети различных сословий; – избирался ректор и учителя общим собранием; – избирались независимые эксперты-попечители; – учитель и родители заключали договор, определяющий цели, задачи, содержание, формы обучения, требования к учителю и ученику; – основным документом, регулирующим эти отношения был Устав, разрабатываемый братством, принимаемым общим собранием. Братские школы развивали и обогащали образовательные традиции, были передовыми. ...
Педагогический словарь по темам

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины