Российская педагогическая энциклопедия - больнов фридрих
Связанные словари
Больнов фридрих
Первоначально получил известность как интерпретатор филос.-пед. взглядов В. Дилыпея, нем. романтиков. В 1941 опубликовал кн. «Сущность настроений», выступив, т. о., как один из родоначальников педагогической антропологии, Б. определял пед. антропологию как особый способ рассмотрения педагогики, а не как спец. науку. Им сделана попытка синтезировать герменевтич. и феноменологич. подходы в педагогически значимые принципы «антропологич. редукции», «антро-пологич. интерпретации», «открытого вопроса». Согласно Б., смысл деятельности воспитателя состоит в «проникновении», «истолковании», «разъяснении» возникающих в собств. практике случаев. Такая позиция характеризуется как «герменевтика пед. опыта».
Б. рассматривает педагогику как прик-ладную филос. науку, в центре внимания к-рой — вопрос. о сущности человека, его «открытости» миру. Тема кн. «Экзистенциальная философия и педагогика» (1959) открыла возможности для рассмотрения экзистенциальных феноменов сквозь призму воспитания. Б, усомнился в плодотворности устойчивых способов воспитания, характерных для традиц. педагогики. Им впервые была поднята проблема неустойчивых форм человеческого бытия, к-рые он описывал в экзистенциальных терминах («кризис», «увещевание», «встреча» и т. д.). На этой основе им разработана концепция т. н. функционального воспитания, когда всё многообразие человеческих проявлений в осознанной или неосознанной форме несёт в себе воспитат. функции. Практич. значение такого подхода Б. связывает с расширением круга пед. воздействий, выходящего за рамки «технологически» планируемого процесса воспитания. В качестве необходимого фона и предпосылки каждого воспитат. акта Б. выделяет т. н. пед. атмосферу — совокупность эмоциональных взаимосвязей воспитателя и ребёнка. Осн. формами, в к-рых выражает себя пед. атмосфера, выступают для Б. «доверие» и «безопасность», возникающие на основе отношений любви, надежды, благодарности и т. п. Гл. задачу педагогики Б. видит в раскрытии и развитии личностных качеств человека в «сопротивлении внеш. воздействиям», противодействии «массовости».
Под влиянием идей Б. в Германии сформировалась т. н. тюбингенская школа (К. Гиль, Ф. Кюммель, В. Лох и др.). Концепция Б. нашла также сторонников в Японии (Ю. Хитаходо, X. Окамото и др.).
Соч.: Existenzphilosophie, Stuttg,J Die padagogische Atmosphare, Hdlb., 1964; Die anthropologische Betrachtungsweise in der Padagogik, Essen, [; Sprache und Erziehung, Stuttg. u. a.], [1966]; Krise und neuer Anfang. Beitrage zur padagogischen Anthropologie, Hdlb., 1966; Philosophie der Erkenntnis, Stuttg., [; Padagogik in anthropologischer Sicht, Tokyo, [1971]; Das Verhaltnis zur Zeit, Hdlb., [1972]; Anthropologische Padagogik, Bern — Stuttg., . Лит.: Я p к и и а Т. Ф., Критич. анализ состояния и тенденций развития бурж. педагогики в ФРГ, М., 1979; Куликов В. Б., Пед. антропология: истоки, направления, проблемы, Свердловск, 1988. В. Б. Куликов.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 4359 | |
2 | 3229 | |
3 | 2518 | |
4 | 2166 | |
5 | 2147 | |
6 | 2127 | |
7 | 2060 | |
8 | 1930 | |
9 | 1922 | |
10 | 1840 | |
11 | 1825 | |
12 | 1771 | |
13 | 1733 | |
14 | 1688 | |
15 | 1634 | |
16 | 1611 | |
17 | 1568 | |
18 | 1524 | |
19 | 1503 | |
20 | 1426 |