в этике и философии то, что заключает в себе определённый положит. смысл. В антич. этич. учениях трактовалось различно: как наслаждение или воздержание от страстей, как добродетель в смысле господства разумной природы над низшей и др. У Платона Б, отождествлялось с высш. ступенью в иерархии бытия. Аристотель различал Б. телесные (здоровье, сила и т. п.), внешние (богатство, честь, слава и т. п.) и душевные (острота ума, нравств. добродетель и т. д.). В ср.-век. схоластике высшие Б. олицетворял Бог, являющийся источником всех Б. и конечной целью человеческих устремлений. В европ. философии нового времени подчёркивалась роль субъекта в определении чего-либо как Б. (то, к чему стремится человек, то, что ему нужно). Др. истолкованием Б. явилось утилитаристское сведение его к полезности.
С сер. 19 в. понятие «Б.» постепенно вытесняется понятием «ценность». В этом смысле Б. является общим понятием ценностного сознания и учения о ценностях (аксиологии), обозначающим положит. материальные и духовные ценности. К первым относятся наслаждение, польза, благополучие, удобство, ко вторым — добро, прекрасное, истина, совершенство, правда. Б. подразделяются на высшие, или безусловные, с к-рыми связаны конечные основания человеческого существования, и относительные, или условные, выступающие средством для получения др. Б. Абсолютным называется Б., к-рое является ценным и желаемым само по себе. В разл. фил ос. и этич. учениях абсолютное Б. трактовалось в зависимости от понимания предназначения человека и его места в мире (в обществе, в Космосе). Гуманистич. мировоззрение утверждает как Б. идеал развитого и свободного человека в гармонич. единстве с др. людьми, обществом и природой.
(ц.-слав.) – это характеристика предметов, явлений или деяний, существующих ради добра или побуждающих проявиться положительной сущности кого бы или чего бы то ни было. Благо – это все то, что стимулирует позитивные последствия и направлено на спасение человеческой души. В науке это категория этики, философии, в том числе христианской философии. Это слово легло в основу многих и многих понятий: благовест, благовещение, благословение, благодать, благодеяние, благовоспитанный, благожелательный и т.д. Благо имеет ценность и смысл лишь в том случае, когда обладающий им содержит в себе честную и законную основу и исключает какой-либо ущерб для другого человека. ...
— общее этическое понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности чего-либо; ценностный стандарт, в соотнесении с которым определяется значимость чего-либо. Понятие Б. является одним из исходных в этической теории и было введено в научный оборот античными философами, которые понимали его как цель деятельности человека (Платон, Аристотель). Уже в античности блага разделялись на внешние и внутренние, а последние на телесные и душевные. Б. характеризует человеческую деятельность в целом, нравственное содержание оно приобретает как высшее Б., т.е. как конечная, совершенная цель человеческой деятельности. Высшее Б. в античной этике отождествлялось со счастьем, компонентами которого наряду с совершенным нравственным строем души являются также богатство, удача, здоровье и др. не всегда подконтрольные человеку факторы. В последующем понятия Б. и высшего Б. стали всё чаще отождествляться с добром (иногда слова "Б." и "добро" в обыденном языке употребляют как синонимы). ...
соответствие предмета или явления своему назначению или своей цели. В силу того, что человеческая деятельность выражается в телесно-физическом, социальном, интеллектуальном, эстетическом и прочих аспектах, человеку присущ многовариантный путь достижения различных благ и обретения множества их оттенков. Высшее же благо и истинное счастье, согласно учению о нравственности, достигается путём соблюдения нравственных требований общества. ...
Теория образования взрослых становление, проблемы, задачи