Российская педагогическая энциклопедия - андрагогика
Связанные словари
Андрагогика
Впервые термин «А.» для названия особого раздела педагогики применил нем. историк просвещения К. Капп (С. Kapp) в книге о пед. взглядах Платона (1833). Против обособления А. выступил И. Ф. Гербарт, усматривавший в этом опасность «узаконения вечного несовершеннолетия». В кон. 19 в. специфичность пед. знания, связанного с проблематикой образования взрослых, была признана в пед. теории независимо от терминологич. оформления.
Систематизация А. относится к периоду науч.-техн. революции 2-й пол. 20 в., когда значительно расширилась сфера формального и неформального образования взрослых, потребовавшая спец. исследований в интересах повышения эффективности уч. процесса, осмысления традиционной пед. проблематики в свете идей непрерывного образования. Значит. масштабы приобрели исследования по А. в ФРГ: X. Г. Гротхофф (Н.-Н. Groothoff), Ф. Пёггелер (F. Poggeler), И. Вирт (I. Wirth), а также в Нидерландах, Бельгии, Швейцарии, Югославии, Польше, Венгрии и др. странах.
В трактовке теоретиков А. призвана раскрывать закономерности, социальные и психол. факторы эффективного образования, обучения и воспитания взрослых, разрабатывать метод. системы уч.-воспитат. работы с индивидами и группами индивидов в возрасте от 18—20 лет до глубокой старости. Особенности разработки проблематики предопределены характером пед. руководства взрослыми: сформированностью черт их личности, наличием у них жизненного опыта, культурными, образовательными, проф. запросами, преобладанием самообразования и самовоспитания и др.
Теоретики А. различают общую и сравнит. А., а также т. н. частные андра-гогики: производств., воен. геронтологическую и др. В рамках этих отраслей изучается связь между физич. состоянием, здоровьем людей и их способностями, между потребностями, мотивами и интересами, направленностью личности и её обучаемостью и воспитуемостью, между образом жизни взрослого человека и его трудовой и обществ. активностью. Изучается восприятие уч. информации, ориентация на разл. источники её получения, роль б-к, музеев, лекториев, уч. радио и телевидения и др.
В СССР понятие А. относилось к числу малоупотребительных. Тем не менее обозначаемая им отрасль входит в сферу интересов отеч. психолого-пед. науки как комплексная и междисциплинарная проблема. Изучение её имеет значительные традиции (Б. Г. Ананьев и его школа и др.). См. также Образование взрослых.
Лит.: Hanselmann H., Andragogik, Z., [1951]; Poggeler F., Einfuhrung in die Andragogik, Dusseldorf, [1957]; D u r-ko M., Pedagogical aspects of adult educa-tion. University texstbpok, Bdpst, 1966; Osnovi andragogije, Sarajewo, 1966; S a v i-c e v i с VD., Obrazovanje za zivot u porodici. Andragosko-metodicke osnove, Beograd, [1967]; Tur os L., Przedmiot, problematyka i metody badan andragogiki, [Warsz.], 1969; его же, Wprowadzenie do andragogiki, Warsz., 1972; Dostigmica i razvojni pravci andragoske teorije iprakseu Jugoslaviji, Beograd, 1973; Dylak B., Maziarza С z., Andragogika w sluzbie praktyki oswiaty do. roslych, Warsz., 1986. Б. М. Бим-Бад.
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 4359 | |
2 | 3228 | |
3 | 2518 | |
4 | 2166 | |
5 | 2147 | |
6 | 2127 | |
7 | 2060 | |
8 | 1930 | |
9 | 1922 | |
10 | 1840 | |
11 | 1825 | |
12 | 1771 | |
13 | 1733 | |
14 | 1688 | |
15 | 1634 | |
16 | 1611 | |
17 | 1568 | |
18 | 1524 | |
19 | 1503 | |
20 | 1426 |