Психотерапевтическая энциклопедия - морено джекоб леви
Связанные словари
Морено джекоб леви
М. был противником психоанализа Фрейда (Freud S.), считая его искусственным миром снов и слов, возникающим в кабинете. Он делал упор на действия и поведение в естественных условиях, относя сюда и методы ролевого тренинга. Психодрама основана на встрече (энкаунтер), главным принципом которой является антимимесис (антиподражание). Динамические процессы в психодраме возникают из-за двух противоположных тенденций: встреча (энкаунтер) является аспектом антимимесиса, театрализация подразумевает подражание (мимесис). Предметом встречи, психодрамы является сам человек, которого М. называет "Ты". Цель состоит в том, чтобы обнаружить истину, при помощи "драмы" проигрывая разные чувства.
М. считал, что психодрама "помогает протагонисту построить мост между ролью, которую он играет, и его повседневным существованием, выйти за пределы реальной, обычной жизни, почувствовать всю глубину существования, подойти насколько возможно близко к высочайшей форме встречи (энкаунтера), на какую он только способен... достичь высочайшей точки существования... глубочайшей сущности жизни..." Для психодрамы необходимы 5 элементов: сцена, субъект/пациент, режиссер, группа для психотерапевтической помощи, или добавочные Эго, и аудитория.
Субъект/пациент изображает самого себя на сцене, проигрывая роли, которые можно применить к прошлым событиям и к настоящим проблемам. Происходит это спонтанно; основная задача дать субъекту возможность "быть на сцене тем, кем он действительно является, более глубоко и определенно, чем это получается у него в повседневной жизни". Режиссер выполняет роль постановщика, психотерапевта и аналитика, интерпретируя драму иногда для актеров, иногда для зрителей. Вспомогательные Эго, или терапевтические актеры, выполняют 3 функции: играют различных персонажей в жизни субъекта, направляют его, играют роль "социальных исследователей". Аудитория состоит из родственников и соседей субъекта и преследует двойную цель: помочь субъекту или стать субъектом в смысле обмена ролями.
Можно использовать различные варианты психодрамы. В психотерапевтическом монологе пациент проигрывает чувства, возникающие у него в реальной ситуации. Так как в действительности люди не могут наблюдать эти чувства, они не реагируют на поведение пациента. В множественном дублировании несколько других актеров проигрывают роль пациента, но в разные периоды его жизни. Один из них может представлять пациента в данный момент, другой 5 лет назад, третий в период жизненного кризиса. В упражнении "зеркало" пациент включается в группу и наблюдает кого-то, кто принял на себя его роль.
М. утверждал, что он добился большего катарсиса и эмоционального облегчения, которые, по крайней мере, частично разрешают психологические проблемы, при помощи психодрамы, чем это делал Фрейд, лишь разговаривая с пациентом. Для М. игра ключ к реальности.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1533 | |
2 | 1012 | |
3 | 940 | |
4 | 664 | |
5 | 605 | |
6 | 559 | |
7 | 530 | |
8 | 516 | |
9 | 512 | |
10 | 471 | |
11 | 469 | |
12 | 446 | |
13 | 416 | |
14 | 412 | |
15 | 406 | |
16 | 400 | |
17 | 393 | |
18 | 384 | |
19 | 384 | |
20 | 374 |