Психология общения. Энциклопедический словарь - управленческое консультирование
Связанные словари
Управленческое консультирование
В зависимости от уровня задач, решаемых клиентами У.к., возможно разделение консультантов на специалистов по стратегическому и операциональному управлению, к-рые должны владеть специальными приемами организации продуктивного О. с клиентами и персоналом организаций. Клиентами специалистов по стратегическому управлению являются руководители высшего звена, а по операциональному менеджеры среднего звена. В последние десятилетия востребованными оказались и услуги по координации взаимодействия этих 2 уровней управления, появилась услуга по вовлечению всего персонала организации в реализацию стратегических задач консультирование по управлению реализацией стратегии (performance management). Классификации, адресованные в большей мере профессиональному сообществу, основаны, как правило, на выделении различий в позициях консультантов в процессе взаимодействия с клиентом. С этой т. зр., У.к. бывает внутр. и внеш. В первом случае консультант является членом организации, включенным в ее структуру, иерархию, технологию, отношения между людьми. Во втором это человек со стороны, зависимый от организации лишь в рамках и на время заключенного договора.
Внутр. консультант знает и чувствует проблемы организации, посвящен в ее жизнь, обладает информацией, к-рая часто недоступна для человека со стороны. Но положение внутри организации, участие в процессах, в ней протекающих, накладывает множество ограничений на его возможности и действия. Внеш. консультант не включен ни в отношения, ни в иерархию, ни в технологию. Он заинтересован в том, чтобы сначала получить заказ, а потом деньги за свою работу. Во всех остальных конфликтах и проблемах он незаинтересованная, нейтральная сторона. Такая позиция дает опр. свободу, возможность взглянуть на организацию со стороны, но при этом заведомо предполагает дефицит информации, той информации и опыта, к-рые могут быть доступны только члену организации. Э. Шейн выделяет 3 вида консультирования: 1) покупка информации или экспертная модель: продавать и приказывать (говорить, как правильно). Эта модель предполагает, что клиент покупает у консультанта информацию и услуги эксперта, к-рые он не может почему-либо получить или произвести сам; 2) модель «доктор-пациент»: консультант приглашается для того, чтобы выявить, что в системе не так, чем она больна. Поставив диагноз, он предлагает лечение и прописывает необходимые лекарства; 3) модель процессного консультирования: предполагает не только совмест. с клиентом проведение диагностики, но и передачу клиенту умений консультанта по проведению диагностики и решению проблем (action learning). Консультант в каждый момент времени выбирает, в какой из моделей работать, нельзя лишь одновр. находиться в нескольких позициях. Лит.: Управленческое консультирование. Введение в профессию. 4-е изд. / Под ред. М. Кубра. М., 2004; Schein E. Process consultation Revisited. Building the Helpful relationship. Reading etc. AddisonWesley, 1999. М. А. Иванов
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1619 | |
2 | 1530 | |
3 | 1368 | |
4 | 1243 | |
5 | 1217 | |
6 | 1108 | |
7 | 1105 | |
8 | 1065 | |
9 | 1059 | |
10 | 1005 | |
11 | 995 | |
12 | 994 | |
13 | 939 | |
14 | 915 | |
15 | 905 | |
16 | 881 | |
17 | 858 | |
18 | 857 | |
19 | 827 | |
20 | 805 |