Психологическая энциклопедия - социодрама
Связанные словари
Социодрама
С. это методика групповой терапии, первоначально разработанная Я. Л. Морено в качестве расширения его психодрамы. Позднее Торренс предложил новую и более детализированную концепцию социодрамы как методики группового творческого решения проблем, основанной не только на ранних работах Морено, но вобравшей в себя многие из принципов творческого решения задач (creative problem-solving), предложенных Осборном и его коллегами. Хотя С. ориентирована практически на все возрастные группы, Торренс использует ее как метод первичной профилактики поведенческих проблем, возникающих у лиц из неимущих слоев населения и др. групп повышенного риска.
Основные различия между С. и ее предшественницей психодрамой заключаются не столько в методах, сколько в цели, хотя участие зрителей в С. яв-ся более важным. В С. материалом, поставляющим потенциальные проблемы или конфликтные ситуации, яв-ся групповая дискуссия, к-рая длится вплоть до идентификации адекватной проблемы. Проблема или конфликтная ситуация обычно не та, с к-рой сталкивается на данный момент кто-то из участников, а та, к-рая яв-ся общей для всех членов группы. Группа не получает какого-то руководства в выборе направления решения, поскольку это яв-ся ее главной целью.
Между членами группы распределяются роли, которые им предстоит исполнять при разыгрывании конфликтной ситуации. Для облегчения поиска решения конфликта используются различные технические приемы монолог, прямое представление, дублирование, "зеркало", обмен ролями и др. приемы, вовлекающие зрителей в действие.
Роль режиссера в С. заключается в поддержании движения действия в направлении разрешения конфликта. Каждый сеанс терапии заканчивается нахождением нескольких возможных положительных решений обсуждавшихся проблем. Эффект социодрамы должен всегда оцениваться в аспекте ее цели и способности двигаться навстречу разрешению конфликта, а не в отношении драматических качеств или др. критериев, к-рые могут быть малозначимы для целей терапевтического занятия. Режиссер должен стремиться к максимальному вовлечению зрителей в действие в течение всего сеанса и выдвигать на первый план представленный в проблемной ситуации конфликт, а не сглаживать его. Обучая участников "мозговому штурму" поиска альтернативных вариантов поведения, давая им возможность отреагировать проблему в действии и отрепетировать проблемно-решающее поведение для его последующего использования в реальной жизни, С. показала себя как полезный метод профилактики проблемного поведения у детей и подростков из групп повышенного риска.
См. также Групповое решение проблем, Психодрама
С. Р. Рейнолдс
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 3081 | |
2 | 2040 | |
3 | 1740 | |
4 | 1721 | |
5 | 1267 | |
6 | 1258 | |
7 | 1209 | |
8 | 1131 | |
9 | 1127 | |
10 | 1063 | |
11 | 1049 | |
12 | 1037 | |
13 | 1036 | |
14 | 1016 | |
15 | 1004 | |
16 | 903 | |
17 | 901 | |
18 | 883 | |
19 | 872 | |
20 | 763 |