Психологическая энциклопедия - необихевиоризм
Связанные словари
Необихевиоризм
Начиная с 30-х гг. XX в. психологи, опиравшиеся на идеи Дж. Уотсона и А. Вейсса, постоянно пересматривали свои бихевиористские позиции, стремясь к большей точности и проработанности; наиболее известными необихевиористами были Э. Толмен, К. Халл, Э. Газри, Б. Ф. Скиннер и К. Спенс. Самым известным из них стал переживший своих коллег Б. Ф. Скиннер. Их учениками и последователями (перечислим лишь нек-рых) были Ритчи и Глейтман (у Толмена), Миллер и Маурер (у Халла), Шеффилд и Миллер (у Газри), Сидмен и Катанья (у Скиннера) и Логан и Амсель (у Спенса); все они внесли заметный вклад в развитие Н. Следует тж упомянуть Кантора, создателя теории интербихевиоризма, согласно к-рой реакция определяет стимул, равно как и стимул реакцию. Несмотря на то что у Кантора было немного последователей, его влияние до сих пор весьма ощутимо.
Н. часто рассматривают в тесной связи со школой логического позитивизма, или операционализма, в философии науки, и этот подход особенно оправдан в отношении работ Спенса, написанных им в соавторстве с Г. Бергманом, его коллегой по Ун-ту штата Айова. Утверждение, что психология как естественная наука должна быть эмпирической и объективной, признавалось в качестве главного философского ориентира всеми необихевиористами, но лишь немногие из них полностью разделяли логический позитивизм Р. Карнапа, Г. Фейгла и К. Гемпеля. Однако З. Кох, один из первых суровых критиков Н., не видел принципиальных различий в их взглядах, а поскольку, как он полагал, логический позитивизм приказал долго жить, то считал, что и бихевиоризм если еще не умер, то умирает. Согласно др. т зр., бихевиоризм всего лишь облачился в др. одежды и сменил имя.
Теории научения необихевиористов различаются в неск. аспектах, прежде всего в отношении места, отводимого в них понятию подкрепления и понятиям промежуточных переменных. Мн. др., кажущиеся принципиальными отличия носят терминологический характер. Базовыми понятиями всех этих теорий яв-ся стимул и реакция в самом широком и наименее дискуссионном смысле этих слов. Хотя Толмен придавал особое значение усвоению отношений S-S (между стимулами), а не ассоциаций S-R (между стимулом и реакцией), эти знаковые когниции "что-ведет-к-чему" указывают по крайней мере интуитивно на то, что разумный организм будет делать или куда он направится. Хотя Скиннер и избегал понятия вызывающих (реакцию) стимулов (eliciting stimuli), его понятие сигнального (дифференцировочного) стимула (Sd) все же имеет отношение к контролю порождаемого поведения. Скиннеровские определения стимула и реакции яв-ся функциональными, а это значит, что, как и всех остальных необихевиористов, его преим. интересовало молярное поведение, а не специфические двигательные реакции. Он назвал это оперантным поведением; то же самое Газри называл актами, а Толмен, Халл и Спенс просто молярным поведением.
См. также Психология акта, Подходы к учению, Обратное обусловливание, Бихевиоризм, Классическое обусловливание, Оперантное обусловливание, Позитивизм, Структурная теория научения, Теоретическая психология
М. Р. Денни
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 3081 | |
2 | 2040 | |
3 | 1740 | |
4 | 1721 | |
5 | 1267 | |
6 | 1258 | |
7 | 1209 | |
8 | 1131 | |
9 | 1127 | |
10 | 1063 | |
11 | 1049 | |
12 | 1037 | |
13 | 1036 | |
14 | 1016 | |
15 | 1004 | |
16 | 903 | |
17 | 901 | |
18 | 883 | |
19 | 872 | |
20 | 763 |