Основы духовной культуры - страх
Связанные словари
Страх
страх
(ст.слав. – оцепенение) – эмоциональная реакция организма на негативное или непонятное для человека воздействие. Марксизм-ленинизм рассматривал страх лишь как психологическое явление врожденного или социокультурного характера, направленное на самосохранение личности. Это учение отвергало духовную природу страха и религиозный подход к его толкованию. В православии страх относится к модусам духовности (Страх Божий), способный вызвать как положительное, так и отрицательное состояние человека: «страх и подавляет, и возвышает, открывает мир, но и закрывает его». Не зря русским человеком страх понимался и как боязнь чего-то и как любовь («Я страх как люблю», «страх хочется жениться»). Страх проявляется как испуг, боязнь, тревога, паника. Страх может возникать перед любым явлением, препятствием: перед темнотой, водой, высотой, наказанием, сильным человеком, зверем, смертью и т.д. Проявляется преимущественно либо как агрессивность, либо как регрессия – скованность, робость, трусость. В любых случаях страх на время парализует работу сознания и действия. Признаки страха у детей могут быть самые разные: вегетативные (боли в сердце, повышенное давление, расстройство речи, сухость во рту, звон в ушах, холодный пот, побледнение или покраснение лица и др.), мышечные (напряжение мускулов, дрожь в руках и ногах, усталость, Скованность движений, остолбенение и др.). Вторичными признаками являются психоз, невроз, растерянность, замешательство и др. Способы преодоления страха и их выбор во многом зависит от духовности человека. Для православного – это молитва, смирение перед неизбежным, терпение, примирение с последствиями, и главное – упование на Бога. Страх можно снижать саморегуляцией, самовнушением, созданием ситуаций успеха и т.д. Страх изживается или преодолевается мужеством и многими нравственно-волевыми качествами человека. Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
психическое состояние, характеризующееся депрессией, тревогой, беспокойством и др., в ситуациях реальной или воображаемой опасности. С. — основной фактор, на к-ром строится авторитарная педагогика. ...Педагогический словарь
2.
– эмоция, возникавшая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Страх возникает при предвосхищении страданий. Специфика переживаний страха варьирует в широком диапазоне: от опасения до ужаса, через боязнь и испуг. При неосознанности или неопределенности источника опасности возникает состояние тревоги. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности. В случае, когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязать стереотип поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия). Страх выступает и как средство воспитания: например, сформированный страх осуждения используется как регулятор поведения. В философии-экзистенциализма понятие страха отражает побуждение к подлинному существованию. Это не малодушие, не физический страх, а метафизический ужас – потрясающее человека прозрение, смысл которого заключается в том, что человеку вдруг открывается зияющая бездна бытия, которой он раньше не ведал, спокойно прозябая в сутолоке повседневных дел. ...Педагогический словарь по темам
3.
отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. Человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного) прогноза. ...Профессиональное образование
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1522 | |
2 | 1101 | |
3 | 1006 | |
4 | 886 | |
5 | 883 | |
6 | 829 | |
7 | 767 | |
8 | 766 | |
9 | 740 | |
10 | 724 | |
11 | 712 | |
12 | 710 | |
13 | 679 | |
14 | 646 | |
15 | 645 | |
16 | 635 | |
17 | 598 | |
18 | 594 | |
19 | 591 | |
20 | 590 |