Основы духовной культуры - индивидуализм
Связанные словари
Индивидуализм
индивидуализм
(лат. – неделимое, особь) – нравственное качество личности, выражающееся в словах, поступках и отношениях, основанных на приоритете прав, интересов и потребностей личностных над коллективными и общественными. Это такое качество, которое обеспечивает удовлетворение только личных потребностей и игнорирование всех иных. Индивидуализм – это также соответствующая мировоззренческая концепция признания самоценного самостоятельного значения только за единичным и рассмотрения общества как внешнего совместного существования индивидов, т.е. единичных факторов. Как качество личности и как мировоззренческая идея, индивидуализм имеет как позитивные формы своего проявления (альтруизм, самостоятельность, автономность жизнеобеспечения), так и негативные формы (авторитаризм, эгоизм, анархизм, нигилизм, цинизм, экстремизм). Задача педагога – направить развитие индивидуализма по нравственному пути, придать ему духовные основания. Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
нравственный принцип, в основе которого лежит противопоставление интересов отдельной личности (индивидуума) интересам общества [82, c. 264]. ...Современный образовательный процесс
2.
(франц. individua-lisme, от лат. Individuum — неделимое), тип мировоззрения, в основе к-рого лежит абсолютизация позиции индивида в его противопоставленности обществу как таковому, миру в целом. И. проявляется как в реальной жизненной позиции, в поступках, так и в разл. концепциях — этических, философских, идеологических, политических и т. д. Согласно принципам И., счастье отд. личности, её свобода и неограниченное развитие рассматриваются как высш. цель, а функционирование социальных институтов и групп — как основа и средство для достижения этой цели. Как жизненная позиция и умонастроение И. возникает в условиях обособления и отчуждения людей друг от друга. Социально-этич. взгляды, воплощавшие идеал И., высказывались уже в Др. Греции (начиная с Демокрита и софистов). Как массовое явление И. распространился в эпоху эллинизма (напр., в учениях Эпикура, стоиков, скептиков). С установлением капитали-стич. уклада И. наиб. ярко проявился в бурж. обществе, востребовавшем независимую, инициативную личность, способную решительно действовать с целью осуществления частного интереса (не учитывающую интересы др. людей или даже вступающую в...Российская педагогическая энциклопедия
3.
— понятие, обозначающее признание приоритета интереса индивида над коллективным интересом, а также признание его блага, свободы и личностного развития в качестве высшей цели, по отношению к которой социальные институты и группы являются средством или условием её достижения. Как жизненная позиция и мировоззрение И. возникает в результате обособления индивида от семьи, рода или социальной группы, осознания им своей индивидуальной определённости в отношении природы, божества, сообщества и в процессе осмысления ценности индивида самого по себе как рационального, автономного и самоопределяющегося существа. Элементы духовно-практического опыта, соответствующего И., встречаются в глубокой древности, в частности в переживании человеком своего личного отношения к Богу. Однако с расцветом капиталистических отношений И. получает развитие как социально-нравственный феномен, как идеология, противостоящая феодальному абсолютизму и сословному корпоративизму. В просветительской и постпросветительской мысли формулируется идея, с наибольшей полнотой выраженная в утилитаризме, о том, что противоречия между общими и...Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря
4.
черта личности, одновременно тип мировоззрения, выражающийся в абсолютизации позиций, интересов отдельного индивида и в противопоставлении их интересам общества, группы людей. ...Словарь терминов по общей и социальной педагогике
5.
черта личности, одновременно тип мировоззрения, выражающийся в абсолютизации позиций, интересов отдельного индивида и в противопоставлении их интересам общества, группы людей. В морально-психологическом плане это качество близко к эгоизму. ...Педагогический словарь
6.
такое направление мыслей, чувств и желаний, которое расценивает жизнь отдельного человека, его свободу и неограниченное развитие (в широком смысле также и жизнь отдельной особо ценной группы, напр, семьи) как более важную, чем жизнь больших ассоциаций и общества в целом, как высшую цель; функционирование социальных институтов и групп рассматривается лишь как основа и средство для достижения этой цели. ...Профессиональное образование
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1522 | |
2 | 1101 | |
3 | 1006 | |
4 | 886 | |
5 | 883 | |
6 | 829 | |
7 | 767 | |
8 | 766 | |
9 | 740 | |
10 | 724 | |
11 | 712 | |
12 | 710 | |
13 | 679 | |
14 | 646 | |
15 | 645 | |
16 | 635 | |
17 | 598 | |
18 | 594 | |
19 | 591 | |
20 | 590 |