Основы духовной культуры - зависть
Связанные словари
Зависть
зависть
(ст.-слав.) – нравственное отрицательное качество личности или временное эмоциональное состояние души, выражающееся в желании чего бы то ни было, что есть у другого, в зависимости своей души от чего-то внешнего, преходящего. Зависть проявляется как досада на чужую удачу, желание что-то заиметь без труда, страдание по поводу отсутствия у себя того, что имеют другие, неприятие чужого счастья, чувство страдания, возникающие от благополучия других. Она существует как осуждение благополучия и удачи, как поиск несправедливости по отношению к себе. Православная церковь относит зависть к числу больших грехов против заповедей Божиих («Не желай дома ближнего твоего, …»). Она порождает зло. Согласно психологическому толкованию зависть – это страсть как проявление эмоций низшей природы человека, находящихся под управлением инстинктов. Бытующие различение зависти на «белую» и «черную» – лукавство, уводящее в сторону от сути фактически греховного, низменного человеческого качества, а значит по сути безнравственного. Зависть – это плод бездуховности. Человека с таким личностным качеством, которого «завидки берут», зовут завистливым, завидущим, завистником. В русском народе всегда осуждалось такое поведение. Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
чувство неприязни к др. лицу (общности, организации) по отношению к его счастью, благополучию, успеху, нравств., культурному уровню или материальному превосходству. 3. родственна ревности и также основывается на эгоизме, себялюбии и т. п., но в отличие от неё всегда направлена на реальные преимущества др. лица. Как правило, завистливый человек желает предмету своей 3. всяческих неудач (унижения его достоинства, дискредитации в глазах общественности, несчастья и др.). 3. может стать причиной злодеяний (очернительства, клеветы, преступления). Мн. мыслители прошлого рассматривали 3. как чувство, свойственное в первую очередь неимущим слоям об-ва. Ист. опыт доказывает, что 3. носит всеобъемлющий и все-проникающий характер и может возникнуть у любого человека. Природа 3. противоречива: вызывая аморальные поступки, она в определённых условиях приводит к положительным прагматич. результатам (но не моральным), напр. способствует развитию соревноват. возможностей людей. Желание добиться того же, чего достиг др. человек, заслуживает морального одобрения только в том случае, если этот человек и его достижения не вызывают 3., а выступают...Российская педагогическая энциклопедия
2.
— чувство досады или горечи, возникающее по отношению к другому человеку, обладающему к.-л. благом или преимуществом, и сопровождающееся желанием, чтобы он их лишился. Это желание ведёт, как правило, не к попыткам "социально полезными способами" обрести данное благо (т.н. "соревновательная" или "подражательная" З.), а к стремлению к воображаемой или реальной депривации другого, что и служит дополнительным признаком З. как порока. Выделяется т.н. белая З., которая является лишь одной из форм признания высокого статуса определённого блага. К эмоциональным реакциям, связанным с З., относится злорадство (радость по поводу неприятностей у человека, вызывавшего З.). ...Хрестоматия - педагогический словарь бибилотекаря
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 1522 | |
2 | 1101 | |
3 | 1006 | |
4 | 886 | |
5 | 883 | |
6 | 829 | |
7 | 767 | |
8 | 766 | |
9 | 740 | |
10 | 724 | |
11 | 712 | |
12 | 710 | |
13 | 679 | |
14 | 646 | |
15 | 645 | |
16 | 635 | |
17 | 598 | |
18 | 594 | |
19 | 591 | |
20 | 590 |