Новая философская энциклопедия - матуриди абу мансур мухаммад ибн мухаммад ал
Связанные словари
Матуриди абу мансур мухаммад ибн мухаммад ал
Среди наиболее важных из изданных сочинений ал-Матуриди — обширный комментарий к Корану «Тавилат ал-куран», толкование к теологическому трактату «ал-Фикх ал-акбар» («Большой фикх») Абу Ханифы (основателя ханафитского толка в мусульманском праве, ум. 767) «Шарх ал-Фикх алакбар», а также «Книга о единобожии» («Китаб ат-таухид»), Лишь последнее признается вполне аутентичным (хотя бейрутское издание 1970 и представляет, по-видимому, одну из версий этой книги). Из не дошедших до нас трудов ал-Матуриди — трактаты по методологии права и работы в опровержение мутазилитов, каррамитов, шиитов и исмаилитов-карматов.
Если ашариты разрабатывали свое учение как серединное между мутазилизмом и традиционализмом, то ал-Матуриди и его последователи занимали срединную позицию между ашаритской и мутазилитской. В ашаритском духе ал-Матуриди учит о реальности и извечности субстанциальных атрибутов, об извечности Корана в отношении его «смысла» и становлении во времени в отношении словесного выражения этого смысла; о людских деяниях как сотворенных Богом, но «приобретенных» (касб) человеком. Однако в отличие от ашаритов (и мутазилитов), ал-Матуриди признает извечность также оперативных атрибутов, присоединяя к семи субстанциальным атрибутам, выделенным ашаритами, восьмой — творение («таквин»). Вслед за мутазилитами ал-Матурвди подчеркивал наличие у человека свободы выбора, отстаивал объективный и рациональный характер нравственных принципов. Для его онтологии и натурфилософии характерен отказ от финитизма (атомизма).
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 2314 | |
2 | 1847 | |
3 | 1795 | |
4 | 1784 | |
5 | 1706 | |
6 | 1633 | |
7 | 1556 | |
8 | 1523 | |
9 | 1512 | |
10 | 1498 | |
11 | 1472 | |
12 | 1469 | |
13 | 1456 | |
14 | 1451 | |
15 | 1354 | |
16 | 1312 | |
17 | 1305 | |
18 | 1296 | |
19 | 1293 | |
20 | 1278 |