Новая философская энциклопедия - калкидий
Связанные словари
Калкидий
Большую часть «Комментария» занимает учение о материи (In Tim. 47e-53c), предваряемое историческим обзором предшествующих теорий (евреев, досократиков, эллинистических авторов). Традиционно материя — ни телесна, ни бестелесна, скорее она потенциально и телесна, и бестелесна; нескончаема во времени (perpetua); беспредельна (infinita); не имеет форм и качеств. Особенность трактовки Калкидия в том, что материя — одновременно изменчива и неизменна, подлежит и не подлежит воздействию (что близко воззрениям Порфирия). Взаимодействие идей, форм (species) и материи описывается в платоновских терминах отец—сын—отпрыск. Все сущее — это продукт деятельности бога, природы или человека — художника, подражающего природе. Здесь природакосмос — это ипостась, следующая после ипостасей традиционной неоплатонической триады (бог—ум—душа).
Важно также учение Калкидия о судьбе и ее соотношении с провидением. Провидение — это или сам бог, или ум бога. Судьба (fatum) действует на уровне Мировой души, она рассматривается и как субстанция (substantia), и как действие (actus). Калкидий признает наличие свободной воли человека и случайности. Он критикует стоическое учение о судьбе за фатализм.
Раздел о человеческой душе образует маленький самостоятельный трактат. Вслед за Порфирием Калкидий отвергает аристотелевское определение души как энтелехии тела, предпочитая ему платоническую трактовку души как разумной самодвижущейся субстанции. Подробнее, чем в «Тимее», разработана демонология. Калкидий выделяет пять видов демонов: высшие (ангелы), эфирные, воздушные, водные, земные (последние — человеческие души).
Работы Калкидия использовались средневековыми авторами (до 12 в.), в частности, Иоанном Скотом Эриугеной, Хукбольдом из Сен-Амана, Гонорием Августодунским.
Соч.: Timaeus a Caicidio translatus eommentarioque instructus (ed. J. H. Waszink). L.-Leiden, 1975.
Лит.: Лосев А. Ф.. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития, кн. 1. M., 1992, с. 102-140; Waswk ]. H. Studien zum Timaioskommcntar des Caicidius, I. Die erste Halfte des Kommentars (mit Ausnahme der Kapitel uber die Weltseele). Leiden, 1964; Van Winden J. C. M. Caicidius on Matter. His Doctrine and Sources. A Chapter in the History of Platonism. Leiden, 1959; Den BoeftJ. Caicidius on Fate. His Doctrine and Sources. Leiden, 1970; Caicidius on Demons (Commentarius, ch. 127-136). Leiden, 1977; Gersh S. Middle Platonism and Neoplatonism. The Latin Tradition II. Indiana, 1986.
M. С. Петрова
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 2314 | |
2 | 1847 | |
3 | 1795 | |
4 | 1784 | |
5 | 1706 | |
6 | 1633 | |
7 | 1556 | |
8 | 1523 | |
9 | 1512 | |
10 | 1498 | |
11 | 1472 | |
12 | 1469 | |
13 | 1456 | |
14 | 1451 | |
15 | 1354 | |
16 | 1312 | |
17 | 1305 | |
18 | 1296 | |
19 | 1293 | |
20 | 1278 |