Поиск в словарях
Искать во всех

Новая философская энциклопедия - анатма-вада

 
 

Связанные словари

Анатма-вада

анатма-вада
(от санскр. anatman, пали anatta—недуша, бессамостность, безличность и vada—учение, доктрина)—учение буддизма об отсутствии в человеке некой вечной субстанции, выступающей неизменным субъектом его действий и мыслей, называемым Атманом (душой, «я»). Наряду с анитья (санскр.; пали аничча—изменчивость) и д)>хкха анатма-вада составляет одну из трех основных характеристик существования. В противовес другим индийским религиям, видящим в человеке сочетание преходящей телесной оболочки и вечной души (Атмана), буддизм утверждал, что в человеке все изменчиво, поскольку он состоит из пяти групп (скандх) элементов (дхарм), ни одной из которых нельзя приписать никакой устойчивой «самости». Называя «крайностями» как этернализм (сассата-вада—доктрина вечной души), так и аннигиляционизм (уччхеда-вада— доктрина уничтожения души после смерти). Будда избегал прямых ответов на вопрос о существовании души, подчеркивая, что этот вопрос не имеет отношения к высшей религиозной цели буддизма — освобождению от страданий.

Анатма-вада служила разрушению эгоцентрических установок сознания, присущих «естественному» человеку. На место брахманистского Атмана — самотождественного статичного бытия, претерпевающего перерождение в соответствии со своими действиями (закон кармы), буддизм поставил динамический процесс в виде потока дискретных элементов—дхарм, чередование которых подчинено закону взаимозависимого возникновения (пратитья-самутпада). В истории буддизма анатма-вада сыграла двойную роль. С одной стороны, она стимулировала разработку системы специальных упражнений (медитация над 32 элементами тела при повторении формулы «это не я, это не мое я, я не содержится в этом, это не содержится в я»). С другой стороны, под давлением критики соперничающих направлений буддисты развивали и теоретическое обоснование Яринципа «бессамостности», прежде всего в теории скандх. Однако замена Атмана скандхами оставляла нерешенной проблему тождества личности в разные моменты времени (является ли тот, кто совершает действие, тем же, кто несет за них воздаяние) и связанные с нею проблемы памяти и узнавания. Это обусловило возникновение в буддизме группы диссидентских школ, объединенных идеей пудгалы как некоего более или менее устойчивого единства дхарм отдельного индивида. В истории буддизма они известны как пудгалавадины.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое анатма-вада
Значение слова анатма-вада
Что означает анатма-вада
Толкование слова анатма-вада
Определение термина анатма-вада
anatmavada это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины