Литературная энциклопедия - резонер
Связанные словари
Резонер
резонер
персонаж пьесы (или романа), не принимающий активного участия в действии, являющийся только свидетелем, дающим моральные оценки всему происходящему. Персонаж Р. (в более широком смысле) встречается и в средневековом, и в возрожденческом, и в классическом театре; но особенное развитие Р. получает в ранней буржуазной лит-ре и драматургии, тяготеющей к дидактизму (см. «Дидактическая литература»); здесь Р. является выразителем позитивных, программных утверждений автора, служит рупором, через к-рый автор осуждает отрицательные персонажи и противопоставляет их порокам социальные и этические добродетели своего класса. Поэтому, как правило, образ Р. бывает создан не на основании отражения типических черт реальной действительности, а в результате объективизации (персонификации) представлений автора об идеальном человеке его класса. Отсутствие такой положительной фигуры в реальной действительности приводит к снижению художественного качества образа, лишенного живых социально-бытовых черт и в изобилии взамен этого наделенного морализирующими сентенциями (герои романов Ричардсона, Руссо; драм Мура, Лило, Ля-Шоссе, Детуша, Дидро, Фонвизина и др.). Постоянное фигурирование Р. в репертуаре раннего буржуазного театра выработало и соответствующее амплуа актера-резонера. Театральный Р. должен был отличаться благородством, степенностью, рассудительностью и хладнокровием. С отходом буржуазии от дидактической комедии образ Р. почти исчезает. Остается он, сильно трансформировавшись и став пародией на почтенного Р. «серьезного жанра», лишь в музыкальной комедии, где Р., выступая как один из комических персонажей, превращается в пресытившегося жизнью сноба, цинически настроенного сибаритствующего старика, поучающего «золотую молодежь». Элементы резонерства, по временам проявляющиеся в пьесах советского репертуара, указывают на неумение драматургов показать социальную действительность через события и поступки героев. Этот трудный путь нередко подменяется голым агитированием. Демонстрация поведения персонажей (в результате чего должно быть органически освоено содержание спектакля) подменяется декларацией идей, вложенных в уста персонажей, что превращает положительных героев при всей их внешней активности в фигуры сценически пассивные, резонерствующие. Г. Б.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 2422 | |
2 | 1826 | |
3 | 1542 | |
4 | 1265 | |
5 | 1187 | |
6 | 1149 | |
7 | 1114 | |
8 | 1059 | |
9 | 1057 | |
10 | 1027 | |
11 | 976 | |
12 | 972 | |
13 | 946 | |
14 | 919 | |
15 | 914 | |
16 | 898 | |
17 | 898 | |
18 | 883 | |
19 | 880 | |
20 | 857 |