Литературная энциклопедия - пауза
Связанные словари
Пауза
жасно!»). Однако для синтаксического и смыслового членения речевого потока значение имеют лишь те П., которые совпадают с границами слов и предложений. Паузы этого типа — в соединении с различиями интонации (см.) — передают в произносимой речи весьма тонкие различия смысловых отношений между частями сочиненного бессоюзного предложения и членами предложения. Ср. различия в предложениях типа: «придешь домой — ляжешь спать» (с отношением условной или временной связи между предложениями) и «придешь домой, ляжешь спать» (с простой последовательностью не связанных предложений); или различия в связи членов предложения типа: «платок был
запачкан,
в крови» и «платок был
запачкан в крови». На выделении П. отдельных членов предложений основано значение инверсии (см.). В письменной речи наличие П. (или возможность ее) сигнализируется различными знаками препинания — см. «Пунктуация». Р. Ш. В художественной речи пауза имеет чрезвычайно большое значение как в отношении ее интонационной организации, так и в отношении организации чисто ритмической; именно пауза регулирует смысловое и тем самым интонационное движение речи, что чрезвычайно увеличивает богатство всякого рода смысловых оттенков, подчеркиваний, умолчаний и т. д. «Постой, постой! Ты выпил... без меня» (Пушкин). П., обозначенная в этом примере многоточием, раскрывает (в обращении Сальери к Моцарту, выпившему яд), «договаривает» то, что словами не было сказано. В то же время в стихе расстановка П. отражается на ритме, выделяя напр. те ударные слоги, после к-рых стоит П., превращая отрезок речи между двумя П. в ритмическую единицу. Отсюда число П. в стихе определяет его ритмический характер: поскольку П. свидетельствует о законченности данного речевого отрезка, постольку данная система П. в значительной мере определяет и систему ритма. Например для многих русских дворянских поэтов XIX в. характерно размещение постоянных П. в конце стихотворной строки и отсутствие П. в середине, что определяет значительную ритмическую монотонию, напр.: «Вдали огонек за рекою, Вся в блестках сияет река, На лодке весло удалое, На цепи не видно замка» (Фет). Самое постоянство в размещении П. имеет уже определенный ритмирующий характер, благодаря чему сдвиг П. в середину или начало следующей строки дает новый ритмический — и следовательно опирающийся на смысловой — ход, например: «Никто мне не скажет: „Куда ты Поехал Куда загадал“» (Фет). Наоборот, у Маяковского встречаем исключительную насыщенность П., к-рая разбивает его стих на ряд законченных речевых отрезков и создает совершенно своеобразный ритм: «Это было (П.) Было в Одессе (П.) Приду в четыре (П.) сказала Мария (П.) Восемь (П.) Девять (П.) Десять (П.) Вот и вечер (П.)». На этом в частности основан принцип печатания Маяковским стихов, определяемый разбивкой строк на законченные благодаря П. речевые отрезки. На примере П. чрезвычайно четко можно проследить единство словесной структуры произведения с его идейным содержанием: являясь результатом определенного смыслового выделения слова, П. в то же время определяет (и сама является одним из его моментов) характер данного речевого построения. Отсюда — обусловленность данной системы паузирования, а следовательно и интонирования, и ритма, и т. д., конкретно историческим содержанием произведения. Библиография: См. «Фоника». Л. Т.
См. в других словарях
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 2422 | |
2 | 1826 | |
3 | 1542 | |
4 | 1265 | |
5 | 1187 | |
6 | 1149 | |
7 | 1114 | |
8 | 1059 | |
9 | 1057 | |
10 | 1027 | |
11 | 976 | |
12 | 972 | |
13 | 946 | |
14 | 919 | |
15 | 914 | |
16 | 898 | |
17 | 898 | |
18 | 883 | |
19 | 880 | |
20 | 857 |