Поиск в словарях
Искать во всех

Литературная энциклопедия - вилье де лиль адан

 
 

Вилье де лиль адан

вилье де лиль адан
[Comte Jean-Marie-Matthieu-Philippe-Auguste Villiers de l’Isle Adam, 1838—1889]— французский писатель. Последний потомок одного из древнейших аристократических родов, В. провел почти всю жизнь в нужде, бросался во всевозможные авантюры (с его именем связано много легенд) и порою вынужден был добывать себе хлеб даже в качестве «ходячей рекламы» мануфактурной фирмы и т. под. способами. Умер почти нищим. В лит-ре В. выступил в 1858 стихами («Deux Essais de Poesie»), затем перешел к драме, роману и новелле. Роман «Isis» появился в 1862; в 1865, 1866 и 1870 — драмы: «Elen», «La Revolte», «Morgane»; с 1866 печатал в периодических органах свои новеллы, объединенные в 1883 в сборнике «Contes cruels» (Жестокие рассказы), явившемся началом высшего расцвета его творчества; к этому периоду относится еще ряд сборников его новелл («L’Amour supreme», 1886; «Tribulat Bonhomet», 1887; «Histoires insolites», 1888; «Nouveaux contes cruels», 1888), роман «L’Eve future» [1886]и драматическая поэма «Axel» [1889. В. принадлежал вместе с Верленом (см.) и Маллармэ (см.) к той ветви Парнаса (см.), которая примкнула впоследствии к  символизму; особенно близко стоял В. к Барбэ д’Оревильи (см.). Все творчество В., все его мировоззрение — живое отражение протеста против нового экономического уклада, против власти денег над каждым жизненным шагом человека, над всеми его помыслами и желаниями, к-рая так неприкрыто проявилась, когда во Франции пришла к власти буржуазия, и в особенности когда началась горячка роста крупной индустрии и банков, т. е. в период конца Второй империи и начала Третьей республики, в 60-е, 70-е гг. и в начале 80-х. Землевладельческая аристократия, сметаемая с общественной арены, могла лишь с ненавистью отнестись к новому строю. Сам же В. проникся ненавистью также и к культурным достижениям своей эпохи — к росту техники и положительного знания; ему чудилось, что они в грядущем превратят человека в машину; он язвительно высмеял это превращение в «Eve future» и во многих новеллах, проникнутых глубокой иронией. Выходом для В. явилось мистическое миросозерцание, превознесение ирреального над реальным. И этим определяется его художественная направленность мистика в условиях буржуазной современности. Два мистических течения владели В.: католицизм и оккультизм. Большое влияние на философские воззрения В. оказал Шопенгауэр с его пессимизмом и отрицанием жизни. В новеллах В. ирония является основным моментом в трактовке современных тем. «Жестокость» — мотив бессмысленного, немотивированного страдания — определяет собой тон вообще всех сборников В. Поистине бессмысленными и немотивированными представлялись ему страдания той общественной группы, к которой он принадлежал, в условиях нового строя. Многие из новелл В. отражают его оккультные тенденции и построены по принципу ирреалистической новеллы Эдгара По, оказавшего громадное влияние на творчество В.: под внешней, якобы реальной, сюжетной концепцией скрывается оккультная сущность сюжета; несмотря на возможность реального объяснения, факты сгруппированы так, чтобы заставить читателя не верить реальному объяснению. Сущность своей поэтики В. сам определил в словах: «если бы я не был парнасцем, я бы был классиком среди романтиков». И В., так часто разрабатывающий, подобно Э. По и Барбэ д’Оревильи, «новеллу ужасов», строит ее логически и лаконически; именно этим, а не нагромождением кошмаров, достигается то почти патологическое воздействие, которое новеллы В. производят на читателя. Влияние В. в мировой лит-ре очень значительно: особенно сказалось оно в 10-х и 20-х годах XX в. у писателей ирреального склада, типа Мак-Орлана во Франции, Г. Г. Эверса и Мейринка в Германии. К писательской группе, к-рая в 80-х гг.  примкнула к В., относятся: Гюисманс, Э. Элло, Л. Блуа, Пеладан. Библиография: I. Полное собр. сочин. В. изд. в 1922—1925 «Mercure de France»; на русск. яз. переведены: Тайны эшафота, из сб. «L’Amour supreme», M., 1902; Жестокие рассказы, СПБ., 1909, 1912; Новые жестокие рассказы, М., 1911. II. Фриче В. М., Поэзия кошмаров и ужаса, М., 1912; Гурмон Реми, де, Книга масок, русск. перев., СПБ., 1913; Волошин Макс., Лики творчества, СПБ., 1914 (наиболее полная из русских работ о В.); Mallarme S., Les miens, P., 1892; Gide Andre, Pretextes, P., 1905 и 1925; Chapoutot H., Villiers de l’Isle Adam, P., 1908; Rougemont E., de, Villiers de l’Isle Adam, P., 1910; Clerget F., Villiers de l’Isle Adam, P., 1913; Vander Meulen, L’idealisme de Villiers de l’Isle Adam, P., 1925; Palgen R., Villiers de l’Isle Adam, auteur dramatique, 1925; Drougard E., «L’Intersigne» de Villiers de l’Isle Adam, Histoire du texte («Revue d’hist. litt. de la France», P., 1927, № 1). А. Шабад
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое вилье де лиль адан
Значение слова вилье де лиль адан
Что означает вилье де лиль адан
Толкование слова вилье де лиль адан
Определение термина вилье де лиль адан
vile de lil adan это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины