Литература и язык - мандельштам
Связанные словари
Мандельштам
В апреле 1909 г. познакомился с поэтом-символистом В. И. Ивановым, который высокого оценил его стихи, в 1910 г. начал печататься (журнал «Аполлон»). В 1911 г. Мандельштам знакомится с А. А. Ахматовой и Н. С. Гумилёвым; участвует в заседаниях «Цеха поэтов», в новом литературном кружке акмеистов (1912), которые, отталкиваясь от символизма, декларировали прозрачность и ясность смысла в поэзии, точное изображение вещного мира. Художественные принципы акмеизма отражены в первом сборнике Мандельштама «Камень» (1913), для которого характерен мотив высокого ремесла, противопоставленного пророческой роли поэта у символистов. Поэт подобен зодчему, каменщику, побеждающему мастерством тяжесть камня. Повседневная жизнь становится поэтическим явлением, сопричастным античной истории и культуре («Спорт», «Футбол», «Кинематограф», «Американ бар», «Теннис»). Мандельштам провозглашает диалог с мировой поэтической традицией, оценивая свои стихи как цитату, эхо чужих строк: «Я получил блаженное наследство –/Чужих певцов блуждающие сны» («Я не слыхал рассказов Оссиана…»).
Начало 1-й мировой войны Мандельштам встретил патриотическими стихами, хотел стать военным санитаром, чему помешала болезнь сердца. К 1916 г. настроения его становятся антивоенными. Февральскую революцию 1917 г. он приветствовал, но к октябрьским событиям отнёсся отрицательно, переживая их как трагический разрыв с историей, гибель культуры («На страшной высоте блуждающий огонь…», 1918). Вместе с тем поэт пытается принять новую действительность, увидеть «в сумерках свободы» возрождение и преображение мира (стихотворение «Прославим, братья, сумерки свободы…»). В 1918–19 гг. Мандельштам служил в Комиссариате народного просвещения, жил в Москве, затем в Харькове и Киеве. Основные темы сборника «Tristia» («Скорбные элегии», 1922; название восходит к книге стихов римского поэта Овидия) – смерть, трагические изломы истории, любовь, разлука. Вскоре выходят новый сборник стихотворений «Вторая книга» (1923), автобиографическое повествование «Шум времени» (1925), сборник «Стихотворения», книга литературно-критических статей «О поэзии» и повесть «Египетская марка» (все – 1928), в которой в манере «петербургских повестей» Н. В. Гоголя изображалась судьба «маленького человека», испытывающего страх перед историей.
Отношение Мандельштама к советской власти с конца 1920-х гг. колеблется от резкого неприятия и обличения до покаяния перед новой действительностью и прославления И. В. Сталина. Самый известный пример обличения – антисталинское стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны…» (1933) и автобиографическая «Четвёртая проза». Наиболее известная попытка принять власть – стихотворение «Когда б я уголь взял для высшей похвалы…», за которым закрепилось название «». В середине мая 1934 г. Мандельштам был арестован и сослан в город Чердынь на Северном Урале. Его обвиняли в написании и чтении антисоветских стихотворений. С июля 1934 по май 1937 г. жил в Воронеже, где создал цикл стихов «Воронежские тетради», в которых установка на лексическое просторечие и разговорность интонаций сочетается со сложными метафорами и звуковой игрой. Основная тема – история и место в ней человека («Стихи о неизвестном солдате»). В середине мая 1937 г. вернулся в Москву, но ему было запрещено жить в столице. Он жил под Москвой, в Савёлове, где написал свои последние стихи, затем – в Калинине (ныне Тверь). В начале марта 1938 г. Мандельштам был арестован в подмосковном санатории «Саматиха». Спустя месяц ему объявили приговор: 5 лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Умер от истощения в пересылочном лагере во Владивостоке.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 2022 | |
2 | 1639 | |
3 | 1256 | |
4 | 1133 | |
5 | 1029 | |
6 | 966 | |
7 | 735 | |
8 | 718 | |
9 | 716 | |
10 | 662 | |
11 | 603 | |
12 | 597 | |
13 | 596 | |
14 | 585 | |
15 | 532 | |
16 | 531 | |
17 | 527 | |
18 | 514 | |
19 | 493 | |
20 | 485 |