Большая советская энциклопедия - чарвака
Чарвака
чарвака
Чарвака (санскр.), материалистическое учение древней и средневековой Индии, поздняя разновидность локаяты, с которой иногда вообще отождествляют Ч. Собственных сочинений представителей Ч. не сохранилось. Отвергая ортодоксальные системы индийской религиозно-философской мысли, лежащий в их основе авторитет Вед и проповедуемые ими принципы (не только существование бога-абсолюта и души — учение о брахмане и атмане, но и концепции дхармы и кармы как основы идей нравственной целесообразности), Ч. считает истинным лишь то, что постигается с помощью непосредственного восприятия, существующим — только этот мир, единственной реальностью — материю. Сосредоточивая свое внимание на разработке этичной концепции, Ч. видит в понятиях добра и зла иллюзию, созданную человеческим воображением; согласно Ч., реальны только страдание и наслаждение чувственного бытия. Отрицая необходимость каких-либо аскетических ограничений, налагаемых правилами индийских религиозно-философских систем, Ч. утверждает в качестве единственной цели человеческого бытия — получение наслаждения, причем то, что оно может быть сопряжено со страданием, не должно останавливать стремления к его достижению. Последовательный материализм и гедонизм Ч. делает ее уникальным явлением в истории индийской мысли, в том числе и среди неортодоксальных философских систем. Лит.: Щербатской Ф. И., К истории материализма в Индии, в кн.: Избр. труды русских индологов-философов, М., 1962; Аникеев Н. П., О материалистических традициях в индийской философии, М., 1965; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956; см. также лит. к ст. Локаята. В. П. Лучина.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
Большой энциклопедический словарь
Современный Энциклопедический словарь
3.
(санскр. Carvaka)-индийский философ, основатель грубо материалистической школы Ч. Он доказывал, что восприятие есть единственный источник познания и единственное средство доказательства. Мысль и чувство наслаждения или боли существуют у человека, пока есть тело, и невозможны, как только тело перестает существовать. Отсюда, а также из самосознания человека, Ч. выводил. что душа и тело - тождественны. В Веданта-Саре имеется опровержение четырех последователей Ч., исповедывавших его учение с разными видоизменениями: один доказывал, что грубое строение тела тождественно с душой, другой - что телесные органы составляют душу, третий - что душа и жизненные функции одно и тоже, четвертый - что мысль и душа одно и то же. Ч. жил, вероятно, до составления Рамаяны и, быть может, тождествен с Ч., упоминаемым в Магабхарате (ракшас, принявший вид брахмана, но открытый и испепеленный брахманами, при помощи огня их собственных глаз). С. Б-ч. ...Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 7670 | |
2 | 4974 | |
3 | 3117 | |
4 | 3057 | |
5 | 2925 | |
6 | 2913 | |
7 | 2855 | |
8 | 2823 | |
9 | 2787 | |
10 | 2660 | |
11 | 2582 | |
12 | 2407 | |
13 | 2283 | |
14 | 2250 | |
15 | 2228 | |
16 | 2196 | |
17 | 2137 | |
18 | 2119 | |
19 | 2105 | |
20 | 2086 |