Поиск в словарях
Искать во всех

Большая советская энциклопедия - финляндия4

 

Финляндия4

финляндия4
На протяжении многих десятилетий он питал творчество писателей сюжетами и образами. Выдающуюся роль в истории фин. культуры сыграли также поэт И. Л. Рунеберг (1804–77), философ, публицист и критик И. В. Снельман (1806–81). В результате борьбы фин. прогрессивных сил в конце 50 – 70-х гг. Ф. добилась социально-экономических и культурных реформ. Была расширена сфера употребления фин. языке, возникли новые журналы и газеты. Основоположник новой фин. литературы, зачинатель национальной драматургии и романа – А. Киви (1834–72). В его комедиях «Сапожники из Нумми» (1864) и «Помолвка» (1866), романе «Семеро братьев» (1870) проявились реалистические тенденции в изображении народной жизни. Значительным событием стали также исторические романы Ц. Топелиуса (1818–98), поэзия и драматургия Ю. Векселля (1838–1907), писавших по-шведски. В конце 70-х гг. выдвинулся К. Крамсу (1855–95), чья поэзия имеет социальную направленность (исторические баллады о мятежных героях дубинной войны). В 80–90-е гг. реализм стал главным направлением: Минна Кант (1844–97), Ю. Ахо (1861–1921), А. Ярнефельт (1861–1932), Ю. Эркко (1849–1906), К. Лейно (1866–1919), Т. Паккала (1862–1925), писавший по-шведски К. А. Тавастшерна (1860–98) и др. Реалисты входили в группу «Молодая Финляндия» и основали ряд периодических изданий, где отстаивали социально-критическое направление в искусстве (статьи Ахо, К. Лейно и др.). Появились новые темы, впервые реалисты стали писать о городской бедноте, о борьбе рабочих за свои права, об угнетенном положении трудящейся женщины, о земельном голоде и разорении мелких арендаторов. Пьесы Кант «Жена рабочего» (1885) и «Дети горькой судьбы» (1888) стали большими общественными событиями и вызвали острую полемику. Наибольших успехов реализм достиг в прозе и драматургии: социально-психологический роман («Дочь пастора», 1885, и «Жена пастора», 1893, Ахо; «Отечество», 1893, Ярнефельта) и повести («Бедные люди», 1886, «Подводный камень», 1887, Кант) и др. В начале 20 в. в фин. обществе произошли глубокие социальные сдвиги, что повлияло на формирование разных литературных направлений. Неоромантизм, возникший еще в конце 19 в., представлен крупнейшим фин. лириком Э. Лейно (1878–1926), а также Е. Линнанкоски (1869–1913), Ларин-Кюести (1873–1948), Л. Онерва (1882–1972), В. Килпи (1874–1939) и др. Прогрессивные тенденции в неоромантизме связаны с общедемократическим подъемом в Ф. начале 20 в., с революционным движением 1905–07. Для неоромантиков характерны преобладание лирики над эпическими жанрами, поворот от повседневности к исключительному и фантастическому, широкое использование фольклорно-мифологических сюжетов, тяготение к монументальной символике образов. Пролетарская литература тесно связана с рабочим движением Ф. За сравнительно короткий срок произошло пробуждение фин. рабочих к политической и культурной жизни. Развивается социалистическая печать; возникли рабочие клубы, способствовавшие зарождению рабочего театра, традиции которого живы поныне. Среди поэтов выделяются К. Каатра (1882–1928), К. Ускела (1878–1922), К. Тантту (1886–1918), К. Ахмала (1889–1918). В ряды участников революционных событий 1917 в итоге сложного духовного развития пришел прозаик Майю Лассила (1868–1918), автор юмористических повестей «За спичками» (1910), «Сверхумный» (1915), «Воскресший из мертвых» (1916) и комедий, в которых высмеивал мелкобуржуазную психологию. В реалистическом направлении развивалось творчество Марии Йотуни (1880–1943), Э. Лехтонена (1881–1934), И. Кианто (1874–1970), хотя неверие в революционные преобразования и утрата ими исторической перспективы привели их к пессимизму. В атмосфере политической реакции, наступившей в 1918 после победы в Ф. контрреволюционных сил, социально-критическое направление ослабло. В творчестве Ф. Э. Силланпя (1888–1964) социальную концепцию человека вытеснил биологизм, «природная первооснова», казавшаяся писателю единственно существенной и непреходящей. Однако в романе о событиях гражданской войны «Праведная бедность» (1919) он выразил сочувствие жертвам белого террора. В 20-е гг. возникла группа т. н. «пламеносцев», или «факельщиков», в настроениях которой отразились растерянность и смутные иллюзии нового поколения творческой интеллигенции после поражения революции. Левое крыло обратилось к общественным проблемам: поэзия К. Вала (1901–44), повести «Заколдованный круг» (1931), «Хозяева и тени хозяев» (1935) и др. сочинения П. Хаанняя (1905–55). Против активизировавшихся в 30-е гг. фашистских элементов левые культурные силы объединились в группу «Кийла»: Э. Диктуниус (1896–1961), А. Туртиайнен (р. 1904), Элви Синерво (р. 1912) и др. После окончания 2-й мировой войны 1939–45 в результате общей демократизации жизни в Ф. возникла благоприятная атмосфера для развития национальной культуры. Наряду с распространением, преимущественно в поэзии, модернистских течений в фин. прозе укрепился реализм, новый расцвет пережил социальный роман. Выделяется публицистика Хеллы Вуолийоки (1886–1954) и О. Паволайнена (1903–64); широкий общественно-литературный резонанс получили романы В. Линны (р. 1920) «Неизвестный солдат» (1954) и «Здесь, под северной звездою» (1959–62). Антивоенная проблематика – в центре романов и документальных книг П. Ринтала (р. 1930), острая социальность присуща произведениям А. Эйкия (1904–65), Айли Нурдгрен (р. 1908), М. Ларни (р. 1909), Хельви Хямяляйнен (р. 1907), В. Мери (р.1928), К. Чилмана (р. 1930), Эвы Йоэнпелто (р. 1921). Значительным событием в реалистической драматургии явились пьесы Вуолийоки, завершающие начатый ранее цикл пьес о женщинах Нискавуори. В 1972 на марксистской идейной основе возник «Союз работников культуры», в который входят также писатели. Союз издает журнал «Култтуривихкот» (с 1973). Расширились международные связи фин. литераторов. Участились встречи сов. и фин. писателей, чаще переводятся произведения рус. и сов. литературы. С 1897 в Ф. существует союз писателей. Изучение литературы и фольклора ведется при университетах. В 1-й трети 20 в. мировую известность получила т. н. фин. (или историко-географическая) школа в фольклористике (основатели Ю. Крун, К. Крун). В литературоведении долго преобладал биографический метод, в 1950-е гг. распространились течения «новой критики»; в 1970-е гг. развиваются социологическое и типологическое направления исследования. Лит.: Финская драматургия XIX–XX вв., М. – Л., 1960; Поэзия Финляндии, пер. с фин. и швед., М., 1962; Финские повести XIX–XX вв., Л., 1970; Карху Э. Г., Финляндская литература и Россия (1800–1900), ч. 1–2, Тал. – М. – Л., 1962–64; его же, Демократическая литература современной Финляндии, Петрозаводск, 1966; его же, Очерки финской литературы начала XX в., Л., 1972; Leino Е., Suomalaisia kirjallijoita, Hels., 1909; Кallio О. A., Uudempi suomalainen kirjallisuus, nide 1–2, Porvoo, 1928–29; Tarkiainen V., Suomalaisen kirjallisuuden historia, Hels., 1934; Kosimies R., Elava kansalliskirjallisuus, nide 1–3, Hels., 1944–49; Palmgren R., Suuri linja, Hels., 1948; его же, Tyolaiskirjallisuus, Porvoo – Hels., 1965; его же, Joukkosydan, nide 1–2, Porvoo – Hels., 1966; Holmqvist B., Modern finlandssvensk litteratur, Stockh., 1951; Suomen kirjallisuus, nide 1–8, Hels., 1963–70; Suomen sana, nide 1–24, Porvoo, 1963–75; Suomen kirjallisuuden antologia, nide 1–8, Hels., 1963–75; Laitinen К., Suomen kirjallisuus 1917–1967, Hels., 1967; Suomen ruotsalaisen lyriikan antologia, Porvoo, 1968. Э. Г. Карху. XIV. Архитектура и изобразительное искусство На поселениях мезолитических культур аскола и суомусъярви (8-е тыс. до н. э.) найдены остатки жилищ, овальных в плане, с прямоугольными сенями. От эпохи неолита (3-е тыс. до н. э.) сохранились образцы т. н. ямочно-гребенчатой и шнуровой керамики, наскальные росписи, сверленые сланцевые молоты, украшенные медвежьими, реже лосиными, головами, резные зооморфные навершия рукояток каменных ножей, костяные инструменты, антропоморфные идолы. Во 2-й половине 1-го тыс. н. э. в орнаменте распространился звериный стиль, близкий искусству германцев. В 12–13 вв. складываются традиции каменной архитектуры (швед. опорные пункты-замки Олавинлинна у г. Савонлинна и в Турку). Каменные храмы близки романским церквам Швеции (собор в Турку, 13–15 вв.). Для 14 в. типичны небольшие сельские каменные церкви – прямоугольные в плане, с высокой двухскатной кровлей, низкими пристройками – ризницей с сев. стороны и притвором с южной. Стены возводились из неотесанного камня, своды из кирпича (церкви в Лохье, 14–16 вв., Хаттуле, 14 в.). Деревянное зодчество, тесно связанное с традициями народного строительного мастерства, сохраняло сравнительную независимость (церкви в Торнио, 17 в., и Кеуру, 18 в.). Для позднеготической монументальной живописи 14–15 вв. характерны привязанность к народному орнаменту, наивный бытовизм деталей, яркий локальный цвет (росписи церквей в Хаттуле, Тайвассало, Перние). В монументальной живописи 17–18 вв. заметно усилились барочные тенденции (росписи церкви в Палтамо, 1780, художник М. Топелиус). Напряженной динамикой, экспрессией отмечены произведения деревянной скульптуры 15–17 вв. (распятия, многостворчатые алтари). Процесс осознания национальной самостоятельности, затронув все области фин. культуры, стал основой для формирования национальной художественной школы 19 в. В архитектуре и живописи возрождались традиции народного ремесла, деревянной резьбы, средневековой монументальной живописи и зодчества, характерным стало обращение к темам национальной истории и фольклора. Развитие архитектуры конца 18 – начала 19 вв. отмечено влиянием рус. и швед. классицизма (застройка Сенатской площади в Хельсинки, 1820–30-е гг., архитектор К. Энгель). На фоне господствующей в середине 19 в. эклектики (здание «Атенеума» в Хельсинки, 1887, архитектор К. Хейер) в архитектуре утверждается течение «национального романтизма». Его инициаторы Г. Гезеллиус, А. Линдгрен, Э. Сааринен и Л. Сонк стремились к выработке специфических черт национальной архитектуры, сознательно заимствуя декоративные элементы из фин. средневекового деревянного и каменного зодчества. Логическим завершением стиля «национального романтизма» в архитектуре стало здание вокзала в Хельсинки (1904–14, архитектор Э. Сааринен). На рубеже 19–20 вв. развился стиль «модерн» (здание отеля в Иматре, 1903, архитектор Г. Нюстрем, жилые дома в районе Эйра в Хельсинки, начало 20 в.). Схема «Большого Гельсингфорса», разработанная Э. Саариненом в 1915–18, развивала идеи децентрализованной структуры современного города, получившие развитие в архитектуре 20 в. Неоклассицизм 1920-х гг. (здание Национального парламента в Хельсинки, 1927–31, архитектор И. Сирен) сменил функционализм, программным произведением которого стал санаторий в Паймио близ Турку (1929–33, архитектор А. Аалто). В русле функционализма работали Э. Брюгман (церковь на кладбище в Турку, 1938–40), А. Блумстедт, Э. Хуттунен. После 2-й мировой войны 1939–1945 основное внимание уделялось проблемам массового жилищного и общественного строительства. Простота и строгость архитектурных форм, противопоставленные живописности ландшафта (города-спутники Тапиола и Отанисми близ Хельсинки), использование современных строительных конструкций характерны для творчества многих фин. архитекторов 1960-х гг. (А. Аалто, Р. Пиетиля, В. Ревелль, К. и Х. Сирен, А. Эрви). Под влиянием идей структурализма появляются жилые комплексы с компактной застройкой асимметричных, геометрически четких групп домов (районы Кортепохья в Ювяскюле, 1968–69, архитектор Б. Лундстен, район Хакунила в Хельсинки, 1970, архитекторы Б. Лундстен и Б. Кругиус). Высоким мастерством отмечены общественные здания: административный центр поселка Сейнятсало (1951–53), Дом культуры рабочих (1955–1958), зал конгрессов «Финляндия» (1971) – все А. Аалто, в Хельсинки; они сочетают яркую необычность композиции с рациональной логикой. Фин. изобразительное искусство 19 в. находилось в тесном контакте с крупнейшими европейскими школами (в Дюссельдорфе, Париже, Петербурге). Предтечами национальной живописной школы были жанрист А. Лауреус, портретист Г. Финберг, Р. Экман, названный «отцом фин. искусства». При активном участии Р. Экмана было образовано «Фин. художественное общество» (1846). Пути для создания национального пейзажа проложил В. Холмберг, поиски которого развиты и завершены Я. Мунстсрхьельмом, Б. Линдхолмом и В. Вестерхолмом. Морализирующие, сентиментальные полотна А. фон Беккера и К. Янсона не выходят за рамки позднего академизма. Братья фон Райт пишут наивные романтические пейзажи с идиллическими сельскими видами. В 1880–1900 выдвинулась плеяда художников, в творчестве которых воплотились народно-демократические тенденции фин. культуры. Подчеркнуто национальный колорит сцен из народной жизни, смыкающихся по своей демократической направленности с критическим реализмом, близким движению передвижничества в России, стремление к монументально-эпическому решению народной темы присущи произведениям А. Эдельфельта, Э. Ярнефельта и П. Халонена. Крупным художником поры расцвета национальной школы был А. Галлен-Каллела. Решая проблемы демократического искусства, он возвратился к истокам национального реализма, обратившись к темам национального эпоса и фольклора. Фин. скульптура конца 19 – начала 20 вв. представлена работами швед. скульптора К. Шестранда, долго жившего в Ф., классицистическими портретами и аллегорической пластикой В. Рунеберга, камерными терракотовыми статуэтками И. Таканена, памятниками работы Э. Викстрема. Черты условной стилизации свойственны произведениям В. Валгрена. Подражание средневековой деревянной скульптуре характерно для Э. Халонена и Х. Аутере. Значительная роль в развитии национальной скульптуры принадлежит Ф. Нюлунду, инициатору создания «Союза скульпторов Ф.» (1910). Гуманистическая устремленность, мощь пластической формы свойственны творчеству В. Аалтонена. Для современной фин. скульптуры характерно усиление монументально-декоративных тенденций, стремление к созданию целостных парковых и городских ансамблей (Р. Утриайнен, Л. Пуллинен, Э. Хилтунен, фонтаны А. Тукиайнена). Фин. живопись 20 в. складывается в процессе взаимодействия национальных традиций и основных интернациональных течений и стилевых направлений, начиная с неоимпрессионизма (группа «Септем», основана в 1912, во главе с М. Эпкелем) и экспрессионизма (группа «Ноябрь», основана в 1916, во главе с Т. Саллиненом) и кончая сюрреализмом (Э. Тирронен), абстрактным искусством (группа «Призма», основана в 1956) и его новейшими разновидностями (В. Карлстедт, М. Фавен, А. Лукандер, Ю. Линновара). Несмотря на обилие формалистических группировок и направлений, реалистическое искусство Ф. сохраняет прочные позиции, продолжая и развивая художественные традиции национальной школы (сцепы из народной жизни М. Коллина, лаконичные пейзажи Р. Экслунда, А. Канервы, С. Гренвалла). Прогрессивные фин. графики (А. Ахо, В. Аскола, И. Коллпандер, И. Пиетиля, Т. Тапиовара) обращаются к темам народного быта, труда, городским и сельским мотивам. Монументально-декоративное искусство, сохраняя свою социальную содержательность, является ярким примером синтеза современных архитектурных форм и лаконичного языка монументальной живописи (росписи Л. Сегестроле, Э. Копонена, У. Пусси). Традиционные черты народного крестьянского зодчества сохранялись вплоть до начала 20 в. Постройки крестьянской усадьбы свободно группировались вокруг открытого двора. Интересны и разнообразны по формам клети (aitta) и швед. происхождения клети-лухти (luhti). Фин. мастерицы славились декоративным ткачеством. Крестьянский дом украшали тканые одеяла, покрывала, занавеси на двухъярусной кровати, настенные ковры (клетчатые – реану, орнаментированные – тякяня, ворсовые – рюийю), изделия из меди и железа (котлы, кофейники, подсвечники). Современные объединения народных мастеров и профессиональные художники-прикладники широко используют наследие фин. крестьянской культуры. Фин. дизайн опирается на традиции, заложенные в начале 20 в. его пионерами (А. Галлен-Каллела, А. Финч, Э. Сааринен). Произведениям фин. дизайна свойственно стремление к уравновешенности, комфортабельности, конструктивной ясности решений, использование естественных свойств материала и его формы (посуда – Т. Вирккола, К. Франек, ткани – Р. Брик, Д. Юнг, мебель – А. Аалто, Э. Арно, И. Тапиовара). Лит.: Выставка финского изобразительного искусства. Каталог, М., 1953: Иконников А. В.. Новая архитектура Финляндии, М., 1972; Okkonen О., Suomen taiteen historia, osa 1–2, Porvoo – Hels., 1945; Salokorpi A., Modern Architecture in Finland, L., 1970; Nоrdman C. A., Medeltida skulptur i Finland, Hels., 1964; Valkonen О., Maalaustaiteen murros sliomessa 1908–1914, Yyvaskyla, 1973. XV. Музыка В развитии музыкального искусства Ф. основное значение имели традиции народной музыки. Древнейшие образцы народной песенной культуры – руны. В 12 в. возникли народные песни ейку (бытуют и в современном национальном музыкальном фольклоре) – насыщенные альтерациями короткие свободные импровизации речитативного склада с многочисленными повторами (пастушьи напевы, причеты, заклинания), т. н. едли и плачи речитативно-мелодического характера. Среди др. сохранившихся песен – трудовые, обрядовые, шуточные, игровые, танцевальные. Др. народные мелодии основаны на пентатонике, что связано со строем старинного 5-струнного кантеле. Более позднего происхождения – лирические народные песни, отличающиеся мелодическим и ритмическим разнообразием; в них отразилось влияние классической музыки. В числе народных инструментов – кантеле с различным количеством струн (до 36), смычковый инструмент йоухикко (хиукантеле, 2-струнный), духовой – туохиторви (род пастушьего рожка из бересты). В 19 в. получили распространение кларнет и скрипка, в начале 20 в. – гармонь. Интерес к народному музыкальному творчеству возник во 2-й половине 18 в.; карело-фин. руны записал сельский лекарь Э. Ленрот, опубликовавший «Калевалу» (1835 и 1849) и антологию народных лирических песен «Кантелетар» (1840); среди др. музыкальных фольклористов 19 в. – К. Коллан, Ф. Шанц, И. Крон (издал в 1893 совместно с учениками А. Лаунисом и А. О. Вяйсяненом сборник, содержащий 15 000 фин. народных мелодий). Профессиональное музыкальное искусство начало формироваться в средние века, когда в Ф. проникла культовая хоровая музыка и игра на органе; григорианский хорал стал вторым (после народной музыки) источником развития фин. национальной музыкальной культуры. Имеются записи церковных песнопений 12–16 вв. Обучение пению в средневековой Ф. входило в школьные программы; учащихся и студенты университета в Турку пели в церковных хорах. В 16 в. печатались специальные сборники духовных песен с лат. текстами – т. н. канционалы. В некоторых песнях, привезенных в Ф. фин. студентами, учившимися в др. западноевропейских странах (главным образом в Германии и Швеции), ощутимы иностранные влияния, однако известны и духовные песни, сочиненные в Ф. С распространением в Ф. идей Реформации получил развитие протестантский хорал, появились и народные духовные мелодии. Средневековые церковные фрески с изображением музыкальных инструментов свидетельствуют о существовании в Ф. уже в то время инструментальной музыки. В середине 16 в. в Турку существовал придворный инструментальный ансамбль, в 17 в. в городе работали профессиональные музыканты. Музыкальная жизнь стала интенсивно развиваться к концу 18 в., когда Турку стал крупным культурным центром, – возникли музыкальные общества, проводились публичные концерты, установились традиции мужского хорового пения. На рубеже 18–19 вв. выдвинулись первые фин. композиторы – Э. Тулиндберг и Б. Х. Круселль (жил в Швеции). Первую фин. оперу «Охота короля Карла» написал в 1852 Ф. Паспус (по происхождению немец), автор национального гимна (на патриотический текст фин. поэта Ю. Рунсберга) и 2 др. опер – «Киприотская принцесса» и «Лорелея». Первые оперные спектакли ставились любителями с благотворительными целями. Первая оперная труппа входила в 1873–79 в Фин. театр (руководитель К. Бергбум). Первую финскую симфонию написал в 1847 А. Г. Ингелиус; в 1860 Ф. Шанц впервые в финской музыке использовал национальные мотивы «Калевалы» (программная симфоническая увертюра «Куллерво»). Ценный вклад в развитие фин. музыки в конце 19 – начале 20 вв. внесли основатели национальной композиторской школы (в то же время последователи нем. музыкального романтизма) М. Вегелиус – композитор, хормейстер, педагог, основатель первого в Ф. музыкального учебного заведения – Музыкального института (1882; с 1939 – Академия музыки им. Я. Сибелиуса в Хельсинки), и сторонник ориентации на национальный музыкальный фольклор Р. Каянус, композитор, дирижер, основатель первого в Ф. профессионального симфонического оркестра, широко использовавший народные фин. мелодии, а также сюжеты из финского национального эпоса (в программных произведениях). Вегелиус и Каянус сыграли важную роль в развитии музыкальной жизни (в их концертах звучала новейшая финская и зарубежная музыка). Вокруг них группировались молодые фин. музыканты во главе с Я. Сибелиусом, в творчестве которого своеобразие музыки Ф. проявилось наиболее полно. Развив национальной традиции фин. музыки и претворив в своих сочинениях лучшие достижения зап.-европейских композиторов конца 19 в. и рус. классиков, Сибелиус поднял музыку Ф. на уровень лучших художественных достижений современного европейского искусства. Его симфонии, симфонические поэмы, в том числе легенда «Туонсльский лебедь» (1893) и др. оркестровые сочинения, концерт для скрипки с оркестром, отличающиеся ярким национальным колоритом, завоевали мировую известность. Творчество Сибелиуса оказало определяющее влияние на последующее развитие фин. композиторской школы с ее патриотическими устремлениями, опорой на национальный фольклор (поэтический и музыкальный), красочностью и повышенной романтической эмоциональностью. Вслед за Сибелиусом песни «Калевалы» и фольклор районов сев.-зап. побережья использовали композиторы О. Мериканто, А. Ярнефельт, Э. Мелартин, С. Палмгрен, Т. Куула, Л. Мадетоя (фин. национальная опера «Похьялайсия», 1923; 3 симфонии) и И. Кильпинен (романтические песни). Одновременно с чертами позднего романтизма (оркестровая красочность и др.; сюита У. Клями «Калевала», 1932) в сочинениях композиторов 20–30-х гг. наметилась тенденция к использованию приемов атональной музыки (опера А. Мериканто «Юха», 1922, пост. 1958, и др. сочинения). После 1945 многие композиторы Ф. наряду с приемами различных течений авангардизма искали средства выражения, отвечавшие их индивидуальности (оставаясь, однако, в рамках национального искусства). Среди современных композиторов Ф. – Э. Энглунд (4 симфонии, 4-я – памяти Д. Д. Шостаковича, 1976; инструментальные концерты с оркестром, балеты и др. сочинения, отличающиеся экспрессивностью, динамичностью), Э. Бергман, сочетающий оркестровую красочность с техникой серийной музыки и др. новейшими приемами («Утренняя серенада» для оркестра и хор «Лебедь», оба сочинения 1958; «Ночь» для солиста, хора, духовых и ударных, 1970), И. Кокконен (ведущий профессор Академии музыки им. Я. Сибелиуса, член АН Ф.), совмещающий фольклорную основу и классической традиции с использованием серийной техники (в рамках тональной системы; 4 симфонии, опера «Последние искушения», 1975), Э. Раутавара («Реквием нашего времени» для духовых и ударных, 1954; опера «Шахта», 1963), А. Саллинен (опера «Всадник», 1974; оркестровые и др. сочинения), Г. Мартинен, А. Соннинен (балет «Песси и иллюзия»), У. Мериляйнен, П. Хейнинен. Композиторы 1970-х гг. – Э. Салменхара, Х. О. Доннер, Ю. Линьяма, И. Кусисто, Р. Юркияйнен, П. Х. Нордгрен, Л. Сегерстам, К. Кидениус – наряду с традиционными жанрами – оперой, балетом, инструментальными сочинениями крупной формы, хорами и музыкой к драматическим спектаклям, теле- и радиопередачам, пишут джазовую и электронную музыку, мюзиклы, политические песни. Крупнейший музыкальный центр Ф. – Хельсинки; здесь работают оперный театр (с 1911; с 1956 называется Фин. Национальная опера), городской симфонический, камерный оркестры, Симфонический оркестр фин. радио, камерные ансамбли, хоры, Академия музыки им. Я. Сибелиуса, Народная консерватория, кафедра музыковедения в университетах в Хельсинки, Турку (также в«Абоакадеми»), Ассоциация фин. композиторов (с 1945), Союз музыкантов Ф. (с 1917). Городские симфонические оркестры, оперные товарищества, хоры и музыкальные училища имеются в Турку, Тампере и др. городах; музыкальные институты в Лахти, Тампере, Ювяскюля, Куопио. Широкое развитие получила хоровая самодеятельность, которой руководят Союз музыкальных исполнителей и Фин. рабочий музыкальный союз. Среди исполнителей – дирижеры: Г. Шнефойгт, А. Ярнефельт, Т. Ханникайнен, Ю. Ялас, М. Симиля, Т. Хапанен, Н. Э. Фугстед, И. Панула, П. Берглунд, Л. Сегерстам; хоровые дирижеры – Х. Клеметти, Э. Похьоля, Э. Бергман, Х. Андерсон; пианисты – К. Экман, Э. Линко, И. Ханникайнен, Э. Тавастшерна; скрипачка А. Игнатиус; виолончелисты – О. Фустрем, Э. Валета, А. Норас; певицы – А. Фустрем, И. Экмап, А. Акте, Х. Гранфельт, М. Ярнефельт, А. Раутавара; певцы – Х. Линдберг, К. Борг, В. Тюрвяйнен, М. Лехтинен, М. Талвела. В Ф. ежегодно (с 1951) проводятся музыкальный фестиваль «Неделя Сибелиуса» и др. фестивали, конкурсы, певческие праздники. Лит.: Липаев И., Финская музыка, СПБ, 1906; Мякинен Т. и Нумми С., Финская музыка, Хельсинки, 1965; Мартынов И., Очерки о зарубежной музыке первой половины XX в., М., 1970; Haapanen Т., Suomen saveltaide, Hels., 1940; Composers of Finland, ed. by T. Karila, Porvoo, 1961. М. А. Сальберг-Вачнадзе. XVI. Балет Профессиональный балет Ф. начал формироваться в 20-е гг. 20 в. под влиянием рус. балета. Первым балетмейстером Фин. Национальной оперы в Хельсинки был Г. Ге, который в 1922 поставил «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, затем балеты из репертуара рус. балетного театра (спектакли М. М. Фокина и др.). Первые фин. артисты балета (3. Билль, А. Сакселин, М. Пайчева) учились в Петрограде. До 1935 и в 1954–1962 труппой руководил Ге, в 1935–1954 – Сакселин. В репертуаре балеты классического наследия («Жизель» А. Адана, балеты Чайковского), постановки западноевропейских (Н. Березов, Б. Кульберг, С. Лифарь, А. Картер) и сов. хореографов (Р. В. Захаров, Л. М. Лавровский). В 1935 Сакселин поставил первый национальный балет «Скарамуш» Я. Сибелиуса; он же автор балетов «Сага» (1938) и «Туонельский лебедь» (1947) – оба на музыку Я. Сибелиуса, балетмейстер И. Коскинен – «Песси и иллюзия» А. Соннинена (1952) и «Голубая жемчужина» Э. Мелартина (1957). Ведущие танцовщики 30–40-х гг. – Л. Нифонтова, Л. Мартикайнен, И. Коскинен, М. фон Бар, К. Корнакоски; 50–70-х гг. – Д. Лайне, М. Л. Раяла, Л. Такселль, Э. Сильвестерсон, К. Салин, А. Ахонек. В 1971 труппой руководил А. Картер. XVII. Театр Традиции народного театрального искусства – основа фин. профессионального театра. Его развитие тормозилось многовековым швед. владычеством (до 1809), отсутствием национальной драматургии (фин. язык был признан государственным в 1863). В 1827 в Хельсинки было построено первое театральное здание (Театральный дом), в котором выступали рус., нем., швед. гастрольные труппы, иногда фин. любительские кружки, игравшие на швед. языке. Первый профессиональный театр в Ф. показал спектакли в Хельсинки в 1860, исполнителями были актеры из Швеции. В 1916 начала работать труппа, сформировавшаяся из шведов – жителей Ф. (позднее Национальный швед. театр в Хельсинки). В 1869 фин. любительским кружком под руководством филолога, критика и драматурга К. Бергбума была поставлена одноактная пьеса «Леа» основоположника национальной драматургии А. Киви на библейский сюжет. Спектакль имел большой успех, что стимулировало создание профессионального театра на фин. языке. В 1872 открылся фин. театр в Хельсинки. В 1872–1904 его возглавлял Бергбум. Ведущими актерами были И. Алберг, А. Линдфорс и А. Аксельберг. До 1878 театр имел две труппы – драматическую и оперную, которая затем отделилась. С 1902 драматическая труппа начала работать в собственном помещении и получила название Фин. Национальный театр. Существование постоянного театра стимулировало развитие драматургии на фин. языке, переводов пьес на фин. язык. Реалистичная направленность была преобладающей в фин. театральном искусстве. Большое влияние на развитие фин. театра оказало творчество драматурга М. Кант, представительницы возникшего в 80-х гг. движения «Молодая Финляндия», целью которого было проведение социальных реформ, пробуждение национального самосознания народа. Ее пьесы «Жена рабочего» (1885, Фин. театр), «Дети горькой судьбы» (1888) и др. рассказывали о бесправном положении рабочих, доведенных до крайней нищеты эксплуатацией. Это первая пьеса в фин. драматургии о борьбе пролетариата за свободу и равноправие. В конце 19 – начале 20 вв. в фин. театр проникают элементы символизма и др. течений декаданса. Реалистические традиции сохранялись в драматургии М. Лассила; в пьесах «Молодой мельник» (1912), «Мудрая дева» (около 1912–15), инсценировка повестей «За спичками» (1910), «Воскресший из мертвых» (1915) и др. правдиво показаны противоречия современной жизни Ф. начала 20 в. В остросоциальных пьесах Х. Вуолийоки «Министр и коммунист» (1932), «Закон и порядок» (1933), в цикле пьес о Нискавуори отражена жизнь различных слоев фин. общества. Пьесы этого цикла «Женщины Нискавуори» («Каменное гнездо», 1936), «Хлеб Нискавуори» (1940), «Что же теперь Нискавуори?» (1953) и др., поставлены во многих театрах страны. В пьесе современного прогрессивного драматурга Э. Синерво «Мир еще молод» (1953, Фин. рабочий театр, Хельсинки) тема нового человека связана с темой борьбы за мир. Наряду с общей реалистической направленностью современного фин. театра в нем отчетливо проявляются модернистские тенденции (в некоторых пьесах К. А. Кивима, М. Валтари и особенно В. Кореля). В Ф. существуют городские, рабочие театры и театры, ставящие пьесы на швед. языке. Рабочими и швед. руководят центральное объединение театральных организаций Ф. и центральное объединение театров на швед. языке. Деятельность многочисленных любительских трупп координируется центральным объединением любительских и Объединением рабочих театров. Профессиональный театр пополняется за счет театральных школ, высших театральных учебных заведений, самодеятельности. Из 34 профессиональных театров, частично получающих государственные субсидии, большинство содержится за счет обществ, членами которых являются меценаты, рабочие организации, торговые фирмы и др. Около 10 театров созданы и содержатся муниципалитетами. Среди ведущих театров: Фин. Национальный, Национальный швед., Фин. рабочий, Интимный театр, Зеленый театр – все в Хельсинки; рабочий театр в Тампере, театры в городах Лахти, Турку, Куопио и др. В репертуаре театров классическая зап.-европейская драматургия, пьесы фин., рус., сов. драматургов. Фин. Национальный театр имеет две сцены, одна из которых предназначена для экспериментальных постановок (в 1917–50 художественный руководитель и директор Э. Калима, пропагандист системы К. С. Станиславского, в 1950–74 – К. А. Кивима). Среди режиссеров – Д. Витикка (много работал на экспериментальной сцене), В. Ильмари и др.; актеры – Э. К. Воланен, Э. Эронен, Т. Пало, Т. И. Ринне, А. Корхонен и др. Народный рабочий театр организован около 1914 драматургом М. Иотуни (в 1965 гастролировал в СССР). Среди ведущих актеров Ф., помимо названных, А. Линдфорс, А. Леппанен, А. М. Млангус, Р. Снельман, У. Сомерсалми, Э. Юркка и др. Лит.: Koskimies R., Suomen kansallisteatteri 1902–1917, Hels., 1953; Suomen kansallisteatteri, toirn. R. Heikkila, Porvoo, 1962; Finnish Theatre today, Hels., 1971. XVIII. Кино С 1904 в Ф. началась съемка хроникальных фильмов. В 1906 создана производственная фирма «Аполло». В 1907 выпущен короткометражный художественный фильм «Тайные перегонщики» (режиссер Т. Спарре и Т. Пуро) с участием актеров Фин. Национального театра, в том числе Т. Пуро, ставшим одним из наиболее известных деятелей фин. кино «немого» периода. В 1913 поставлен полнометражный художественный фильм «Сюльви» (по пьесе М. Кант, режиссер Пуро). В 1919 основана новая производственная фирма. В 1920-е гг. были экранизированы произведения национальной литературы: «Анна Лийса» (по комедии Кант, 1922, режиссеры Пуро и Ю. Снельман), «Старый барон из Раутакюла» (по новелле Ц. Топелиуса, 1923, режиссер Фагер), «Сапожники Нумми» (по комедии А. Киви, 1923, режиссер Э. Кару). В 1920-е гг. созданы новые фирмы «Комедия-фильм», «Фенника-фильм» и «Акила-Суоми-компания». В 1930-е гг. кинопроизводство расширилось. В 1933 Э. Кару основал самую крупную в стране фирму «Суоменфильмитеолисус». Среди лучших фильмов 30 – начала 40-х гг. – «Юха» (1937), «Путь человека» (1940), поставленные режиссер Н. Тапиовара. В 50-е гг. международное признание завоевали кинокартины «Белый олень» (1953, режиссер Э. Бломберг), «Молочница Хилья» (1953, режиссер Т. Сярккя), «Неизвестный солдат» (по роману В. Линны, 1955, режиссер Э. Лайне), «Иосэппи из Рюсаранта» (1955, режиссер Р. Хельстрем; в сов. прокате «Сухой закон»), «Красная линия» (1959, режиссер М. Кассила). В 60 – начале 70-х гг. вышли отмеченные социально-критической направленностью фильмы молодых режиссеров – Р. Ярвы («Дневник рабочего», 1967, «Бензин в жилах», 1970), М. Курквара («Война крыс», 1968), М. Нисканен («Восемь смертельных пуль», 1972), Э. Кивикоски («Неукротимые братья», 1969, в сов. прокате «Братья»; «Выстрел на заводе», 1973) и др. Ряд экранизаций осуществлен режиссер Э. Лайне (по произведениям В. Линны – «Здесь, под северной звездой...», 1968, «Аксели и Элина», 1970, и др.). В 1952 организован Союз киноработников. Вопросы кино освещаются в журнале «Кинолехти» («Kinolehti», с 1931). В 1976 создан совместно сов.-фин. фильм «Доверие». Ежегодно в стране выпускается 4–8 художественных фильмов. В 1973 работало 308 кинотеатров. Лит.: Uusitalo К., Suomalaisen elokuvan vuosikymment, Hels., 1965; eго же, Elaviksi syntyneet kuvat, Hels., 1972; его же, Lavean tien sankarit. Suomalainen elokuva 1931–1939, Hels., 1975; Toiviainen S., Uusi suomalainen elokuva, Hels., 1975; Cinema in Finland, L., 1975. В. А. Тынсо.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины