Поиск в словарях
Искать во всех

Большая советская энциклопедия - стансы

 

Стансы

стансы
Стансы (франц. stance, от итал. stanza, буквально — помещение, комната, остановка), 1) в литературе эпохи Возрождения (особенно итальянской) то же, что и строфы. 2) В 18—19 вв. термином «С.» в европейской поэзии (Байрон) обозначали небольшое лирическое стихотворение преимущественно медитативного характера, состоящее из строф, содержательно и композиционно замкнутых: каждая строфа содержала законченную мысль, заключала в себе синтаксический период, заканчиваясь точкой, рифмы не повторялись. В русской поэзии форма «С.» — стихотворение, написанное обособленными четверостишиями обычно 4-стопного ямба с рифмовкой авав, — чаще встречалась в 1-й половине 19 в. (А. С. Пушкин «В надежде славы и добра»). Со 2-й половины 19 в. термин «С.» вышел из употребления. В. А. Сапогов.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (франц. stance - строфа), в поэзии 18-19 вв. небольшое элегическое стихотворение (чаще медитативного содержания, реже любовного) с несложным строфическим строением (обычно 4-стишия 4-стопного ямба), напр. "В надежде славы и добра..." А. С. Пушкина. ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  лирическое стихотворение, состоящее из строф (от 4 до 12 стихов в каждой), композиционно законченных и обособленных друг от друга. Требование композиционной независимости строф, составляющих С., выражается в запрещении смысловых переносов из одной строфы в другую (строфического «enjambement») и в обязательности самостоятельных рифм, не повторяющихся в других строфах. Эти условия построения С. нашли свое отражение в самом термине, происходящем от итальянского слова «stanza», что означает «остановка», «покой». Следует отметить, что первоначально, в средние века и эпоху Возрождения, понятие С. было в композиционном отношении более определенным, чем в наше время, включая ряд требований относительно числа слогов в стихе, расположения рифм и т. п. В лирике трубадуров под С., в противовес значительным по объему лирическим формам, подразумевалась небольшая песенка с куплетным построением. В дальнейшем утеря куплетно-песенной основы в С. привела к неясности и неопределенности термина, к-рый напр. в немецкой поэзии стал применяться к октаве (см.), а во Франции нередко употребляется как синоним термина «строфа» (см.). В русской поэзии форма...
Литературная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины