Поиск в словарях
Искать во всех

Большая советская энциклопедия - софокл

 

Софокл

софокл
Софокл (Sophokles) (около 496—406 до н. э.). Древнегреческий драматург. Родился в предместье Афин — Колоне. Избирался на важные государственные должности, был близок к кругу Перикла. По античным свидетельствам, написал свыше 120 драм; первую победу на состязаниях трагических поэтов одержал в 468. Целиком дошли до нас трагедии «Аякс» (до 442), «Антигона» (около 441), «Царь Эдип» (около 425), «Филоктет» (409), «Трахинянки» и «Электра» (даты обеих неизвестны), «Эдип в Колоне» (поставлена в 401). От прочих произведений сохранилось много фрагментов. Мировоззрение С. отражает сложность и противоречивость афинской демократии периода ее высшего расцвета. С одной стороны, демократическая идеология, выросшая на основе «... совместной частной собственности активных граждан государства...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 21), видела свой оплот во всевластии божественного промысла, в незыблемости традиционных установлений; с другой стороны — в условиях наиболее свободного для того времени развития личности все настойчивее становилась тенденция к ее высвобождению из полисных связей. Испытания, выпадающие на долю человека, не могли найти удовлетворительного объяснения в божественной воле, и С., озабоченный сохранением полисного единства, не пытался обосновать божественное управление миром какими-либо этическими соображениями. В то же время его привлекал активный, отвечающий за свои решения человек. В «Аяксе» герой осознает несовместимость содеянного им с нравственным кодексом доблестного вождя и в добровольной смерти находит освобождение от позора и бесчестья. В «Царе
Эдипе» непреклонное расследование героем тайны своего рождения и прошлого возлагает на него объективную ответственность за невольные преступления, хотя и не дает основания толковать трагедию в категориях субъективной вины и божественного возмездия. Цельным, неколебимым в своем решении человеком предстает Антигона с ее героической защитой «неписаных» законов от произвола отдельной личности, прикрывающейся авторитетом государства. Герои С. свободны от всего второстепенного и слишком личного, в них сильно идеальное начало. Введение третьего актера позволило С. усилить напряжение в развитии действия, обогатить изображение вовлеченных в него лиц. Несмотря на увеличившийся состав хора (15 человек), объем и значение хоровых партий в трагедиях С. существенно сократились по сравнению с произведениями Эсхила. Сюжеты и образы С. использовались как в последующей античной (Акций, Сенека), так и в новой европейской литературе от эпохи классицизма (Ж. Ротру, П. Корнель) вплоть до 20 в. (Ж. Жироду, Ж. Ануй, Б. Брехт и др.). Глубокий интерес к творчеству С. проявлялся в исследованиях и высказываниях по теории трагедии (Г. Э. Лессинг, И. В. Гете, братья Шлегель, Ф. Шиллер, В. Г. Белинский). С середины 19 в. трагедии С. ставятся в театрах всего мира. Соч.: Sophocle, Tragedies, t. 1—3, P., 1955—60: в рус. пер. — Драмы. Пер. Ф. Зелинского, т. 1—3, М., 1914—15; Трагедии. Пер. С. Шервинского, М., 1958. Лит.: Радциг С. И., К вопросу о мировоззрении Софокла, «Вестник древней истории». 1957, № 4; Lesky A., Die tragische Dichtung der Hellenen, 3 Aufl., Gott., 1972, S. 169—274. В. Н. Ярхо.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (ок. 496-406 до н. э.), древнегреческий поэт-драматург, один из трех великих представителей античной трагедии, занимающий по времени жизни и характеру творчества место между Эсхилом и Еврипидом. Мировоззрение и мастерство Софокла отмечены стремлением к равновесию нового и старого: славя мощь свободного человека, предостерегал против нарушения "божеских законов", т. е. традиционных религиозных и гражданских норм жизни; усложняя психологические характеристики, сохранял общую монументальность образов и композиции. Трагедии Софокла ("Эдип-царь", "Антигона", "Электра" и др.) - классический образец жанра. ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  (около 496 - 406 до нашей эры, древнегреческий поэт-драматург, один из трех великих представителей античной трагедии, занимающий по времени жизни и характеру творчества место между Эсхилом и Еврипидом. Мировоззрение и мастерство Софокла отмечены стремлением к равновесию нового и старого, славя мощь свободного человека, предостерегал против нарушения божеских законов, т.е. традиционных религиозных и гражданских норм жизни, усложняя психологические характеристики, сохранял общую монументальность образов и композиции. Трагедии Софокла (Эдип-царь, Антигона, Электра) - классические образцы жанра. ...
Современный Энциклопедический словарь
3.
  (ок. 496-406 до н.э.), афинский драматург, считающийся наряду с Эсхилом и Эврипидом одним из трех величайших трагических поэтов классической древности. Софокл родился в деревне Колон (место действия его последней драмы), находившейся примерно в 2,5 км к северу от Акрополя. Его отец, Софилл, был состоятельным человеком. Софокл обучался музыке у Лампра, выдающегося представителя старшей школы, а кроме того, брал призы на атлетических состязаниях. В молодости Софокл отличался необычайной красотой, вероятно, поэтому ему поручили возглавить хор юношей, певших благодарственные гимны богам после победы над персами при Саламине (480 до н.э.). Двенадцатью годами позже (468 до н.э.) Софокл впервые принял участие в театральных празднествах и выиграл первый приз, превзойдя своего великого предшественника Эсхила. Состязание двух поэтов вызвало в публике живейший интерес. С этого момента и до самой смерти Софокл оставался наиболее популярным из афинских драматургов: более 20 раз он оказывался в состязании первым, много раз вторым и никогда не занимал третьего места (участников было всегда по три). Не было ему равных и по объему написанного:...
Энциклопедия Кольера

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины