Поиск в словарях
Искать во всех

Большая советская энциклопедия - предромантизм

 

Предромантизм

предромантизм
Предромантизм, преромантизм, комплекс идейно-стилевых тенденций в западноевропейской литературе 2-й половины 18 — начала 19 вв. и изобразительном искусстве конца 18 — начала 19 вв.; генетически предвосхищая романтизм, П. сохраняет преемственность некоторых мотивов и идей литературы сентиментализма (апелляция к «чувству», апология «естественного» существования, поэтизация «мирной» природы и др.), однако это идеологически разные течения: в рамках сентиментализма осуществляется критика рационализма Просвещения, тогда как П. — начало его полного и бескомпромиссного отрицания. «Зыбкая», переходная природа П. находит подтверждение в творческих судьбах «предромантиков», часто относимых либо уже к романтизму (У. Блейк), либо еще к сентиментализму (Ж. А. Бернарден де Сен-Пьер). Связанный с выдвижением третьего сословия, П. проникнут пафосом самоопределения и утверждения личности («Влюбленный дьявол» Ж. Казота; в известной мере произведения маркиза де Сада). В предреволюционные годы французский П. обретает гражданственное антифеодальное звучание. Наиболее характерно и полно П. развился в Англии. Констатируя кризис просветительского сознания, английский П. демонстративно реставрирует «старину» (мистификации Т. Чаттертона, Дж. Макферсона), обращается к народному творчеству (песни и баллады Т. Перси, А. Рамзей и др.), создает «готический роман» (А. Радклиф и др.). Поэтизируя душевную стихию, углубляясь в нее, английский П. переносит акцент на перипетии индивидуальной человеческой судьбы. В русле увлечения средневековьем лежит и возрождение интереса к «варварскому» У. Шекспиру как образцу истинной поэзии («Мысли об оригинальном творчестве», 1759, Э. Юнга). Критика буржуазного прогресса выразилась в «кладбищенской поэзии» Юнга («Жалоба, или Ночные думы», 1742—45), в меланхолических «Элегиях» (1751) Т. Грея. П. проявился также в литературах США, Венгрии, Италии, Испании. В России П. не получил законченного выражения; синкретизм русской литературы конца 18 в. (одновременное присутствие различных идейно-художественных тенденций) свел его к отдельным мотивам в поэзии Г. Р. Державина, Н. И. Гнедича, В. А. Жуковского. В сфере изобразительного искусства П. гораздо органичнее переходит в собственно романтизм. Здесь он также отмечен стремлением к индивидуализации образов, тяготением к драматическим мотивам, островыразительной художественной форме и нередко обладает гражданственным звучанием. В. А. Харитонов.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (преромантизм), комплекс идейно-стилевых тенденций в литературах европейских стран и США (кон. 18 - нач. 19 вв.), предвосхитивших романтизм. Сохранял ряд черт сентиментализма, но положил начало бескомпромиссному отрицанию просветительского рационализма. Проникнут пафосом самоопределения и утверждения личности, интересом к средневековью и "естественному", не затронутому цивилизацией обществу. Наиболее полно комплекс идей предромантизма выразил Ж.-Ж. Руссо. Богата литература предромантизма в Англии, возродившая ряд фольклорных жанров и создавшая готический роман. В Германии предромантизм проявился у писателей "Бури и натиска". ...
Большой энциклопедический словарь

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины