Большая советская энциклопедия - панисламизм
Панисламизм
панисламизм
Панисламизм, религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о том, что ислам обеспечивает наднациональную и надклассовую общность его приверженцев и что политическое объединение мусульман под главенством халифа важнее всех др. государственных и политических объединений. Оформившись в последней четверти 19 в. в условиях империалистической экспансии и формирования на Востоке капиталистических отношений, П. имел тогда главной целью сохранение независимости феодальных государств и создание таких мусульманских политических центров и политических объединений, которые могли бы закрепить господство феодалов и противостоять колонизаторам. Таким образом, в П. отразились попытки соединить, как писал В. И. Ленин, «.. освободительное движение против европейского и американского империализма с укреплением позиций ханов, помещиков, мулл и т. п.» (Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 41. с. 166). Первым идеологом П. был Джемаль-ад-дин аль-Афгани, стремившийся приспособить П. к задачам антиколониальной борьбы. Однако проповедь объединения на основе ислама неизбежно приходила в противоречие с идеологией буржуазного национализма формировавшихся наций Востока, с идеями патриотического единства населения отдельных государств. В результате П. в начале 20 в. постепенно теряет антиколониальную направленность и используется преимущественно в реакционных целях как орудие агрессивной политики султана Абдул-Хамида II, а затем и младотурок. Последним крупным проявлением антиколониального содержания П. было движение хали-фатистов в Индии (см. Халифатское движение). В России П. лежал в основе буржуазно-либеральной националистической идеологии некоторых мусульманских народов — джадидизма, а после победы Октябрьской революции 1917 был одним из главных лозунгов контрреволюционных националистов Закавказья и Средней Азии. Накануне и во время 2-й мировой войны 1939—45 П. служил средством раскола национально-освободительного движения народов Востока и сохранения империалистических позиций в мусульманских странах. На современном этапе отдельной идеологи П. еще пытаются использовать П. в антиимпериалистических целях, однако в целом П. вредит афро-азиатской солидарности и продолжает отрицательно сказываться на развитии общественной мысли в мусульманских странах, затрудняя формирование классового и национального самосознания. Лит.: Бартольд В. В., Халиф и султан, Соч., т. 6, М., 1966; Смирнов Н. А., Современный ислам, 2 изд., М., 1930; Гордон-Полонская Л. Р., Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана, М., 1963; ее же, Религии современного Востока (Идеология и политика), «Мировая экономика и международные отношения», 1973, № 1; Степанянц М. Т., Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока, М., 1974; Ali М., My life, Lahore, 1946; Malik Н., Moslem nationalism in India and Pakistan, Wash., 1962. Л. Р. Полонская.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
религиозно-политическая идеология, в основе которой лежат представления о "единстве" мусульман всего мира и необходимости их сплочения в едином мусульманском государстве. Оформился в кон. 19 в. ...Большой энциклопедический словарь
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 7652 | |
2 | 4972 | |
3 | 3111 | |
4 | 3054 | |
5 | 2921 | |
6 | 2910 | |
7 | 2852 | |
8 | 2817 | |
9 | 2783 | |
10 | 2658 | |
11 | 2580 | |
12 | 2402 | |
13 | 2279 | |
14 | 2248 | |
15 | 2225 | |
16 | 2194 | |
17 | 2134 | |
18 | 2116 | |
19 | 2103 | |
20 | 2083 |