Большая советская энциклопедия - обледенение самолета
Обледенение самолета
обледенение самолета
Обледенение самолета, опасное явление, ухудшающее аэродинамические характеристики и летные качества самолета, его устойчивость и управляемость, увеличивающее лобовое сопротивление; О. с. может нарушить работу двигателей, навигационных приборов и радиосвязь и привести к катастрофе. Различают О. с. в полете и наземное. Первое возникает главным образом при столкновении самолета с переохлажденными водяными каплями облаков и осадков и их последующем замерзании. Толщина слоя льда на некоторых деталях самолета может достигать 10 см и более. Характер отложения льда при О. с. в полете, его форма, структура, интенсивность образования определяются размерами и концентрацией капель, а также процессами теплообмена обледеневающей поверхности. Чем мельче капли и чем ниже скорость полета, тем легче капли увлекаются потоком воздуха, обтекающего самолет, и, следовательно, тем меньшая их доля сталкивается с самолетом. Чем выше температура воздуха и скорость потока, больше размеры и концентрация капель, тем более оптически однороден и прозрачен слой льда и более неровна и бугриста его поверхность, что приводит к заметному ухудшению условий обтекания несущих плоскостей (крыльев) самолета. Оптическая однородность при этом связана с тем, что процесс намерзания льда проходит под тонкой пленкой воды, не успевающей замерзнуть до осаждения следующих капель. При низких температурах и малых концентрациях капель нарастает гладкий (и, следовательно, менее опасный) лед, который благодаря наличию воздушных включений непрозрачен и часто имеет молочно-белый цвет. С увеличением скорости полета растет нагрев поверхности самолета, что приводит к росту испарения льда с нее при наличии обледенения. При сверхзвуковых скоростях полета нагрев и испарение велики и О. с. мало вероятно, однако в этом случае наиболее опасно обледенение двигателей, которое может происходить и в кристаллических облаках и даже в безоблачной атмосфере. Охлаждение всасываемого в двигатель воздуха в результате адиабатического расширения может привести к его пересыщению водяным паром, образованию капель и обледенению входных частей двигателя. С О. с. в полете ведется борьба как пассивная (правильный выбор маршрута и высоты полета), так и активная — подогревом или др. способами устранения льда. Наибольшее распространение получили электрические противообледенители с циклическим подогревом (см. также Противообледенительное устройство). На земле О. с. возможно в результате намерзания на поверхности самолета переохлажденного дождя или мокрого снега, поэтому самолет обычно зачехляют во время стоянки. Лит.: Мазин И. П., Физические основы обледенения самолетов, М., 1957; Трунов О. К., Обледенение самолетов и средства борьбы с ним, М., 1965; Противообледенительные системы летательный аппаратов, М., 1967. И. П. Мазин.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 7670 | |
2 | 4974 | |
3 | 3117 | |
4 | 3057 | |
5 | 2925 | |
6 | 2913 | |
7 | 2855 | |
8 | 2823 | |
9 | 2787 | |
10 | 2660 | |
11 | 2582 | |
12 | 2407 | |
13 | 2283 | |
14 | 2250 | |
15 | 2228 | |
16 | 2196 | |
17 | 2137 | |
18 | 2119 | |
19 | 2105 | |
20 | 2086 |