Большая советская энциклопедия - музыкальная акустика
Музыкальная акустика
музыкальная акустика
Музыкальная акустика, наука, изучающая объективные физические закономерности музыки в связи с ее восприятием и исполнением. Исследует такие явления, как высота звука, громкость звука, тембр и длительность музыкальных звуков, консонанс и диссонанс, музыкальных системы и строи (см. Строй музыкальный). Занимается изучением музыкального слуха (см. Слух музыкальный), исследованием музыкальных инструментов и человеческих голосов (см. Голос певческий). Выясняет, как физические и психофизиологические закономерности музыки отражаются в специфических законах этого искусства и воздействуют на их эволюцию. В М. а. используются данные и методы общей физической акустики, изучающей процессы возникновения и распространения звука. Она тесно связана с архитектурной акустикой, с психологией восприятия, физиологией слуха и голоса. М. а. привлекается для объяснения ряда явлений в области гармонии, музыкальных инструментов, инструментовки и т. д. Как раздел музыкальной теории М. а. зародилась еще в учениях древних философов и музыкантов. Значительный этап в развитии М. а. связан с именем выдающегося немецкого ученого-физика и физиолога 19 в. Г. Гельмгольца, выдвинувшего первую законченную концепцию физиологии звуковысотного слуха — так называемую резонансную теорию слуха. Большой вклад в развитие М. а. внесли в конце 19 — начале 20 вв. К. Штумпф и В. Келер (Германия), которые ввели в нее учение о механизмах отражения (ощущения и восприятия) различных объективных сторон звуковых колебаний. В 20 в. сфера М. а. еще более расширяется. Развивается метод анализа музыкальных звуков, основанный на выделении из сложного звукового спектра частичных тонов и измерении их относительной интенсивности, приобретший большое значение в акустике певческого голоса и музыкальных инструментов. Разрабатываются вопросы акустики радиостудий, студий звукозаписи, стереофонической записи и воспроизведения звука. Важный этап в развитии современной М. а. связан с исследованиями советского музыковеда и ученого-акустика Н. А. Гарбузова, выдвинувшего теорию слухового восприятия, исходящую из зонной концепции музыкального слуха (см. Зона). Всеобщее признание получила и работа советских специалистов Л. С. Термена и А. А. Володина в области электромузыкальных инструментов, а также разработанная последним теория звуковысотного восприятия, согласно которой воспринимаемая человеком высота звука определяется не одной лишь частотой колебаний его основного тона, но всем его гармоническим спектром. Лит.: Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, пер. с нем., СПБ, 1875; Риман Г., Акустика с точки зрения музыкальной науки, пер. с нем., М., 1898; Римский-Корсаков А. В., Развитие музыкальной акустики в СССР, «Изв. АН СССР», Серия физическая, 1949, т. 13, № 6; Музыкальная акустика, под ред. Н. А. Гарбузова, М., 1954; Володин А., Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука, в сб.: Музыкальное искусство и наука, в. 1, М., 1970; Stumpf С., Tonpsychologie, Bd 1—2, Lpz., 1883—90; Kohler W., Akustische Untersuchungen, «Zeitschrift fur Psychologie», 1910—13, Bd 54, 58,64; Wood A., Acoustics, N. Y., 1966; Backus J., The acoustical foundations of music, N. Y., 1969. См. также лит. при ст. Гарбузов Н. А. Е. В. Назайкинский.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое музыкальная акустика
Значение слова музыкальная акустика
Что означает музыкальная акустика
Толкование слова музыкальная акустика
Определение термина музыкальная акустика
muzykalnaya akustika это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 7680 | |
2 | 4981 | |
3 | 3123 | |
4 | 3061 | |
5 | 2933 | |
6 | 2922 | |
7 | 2861 | |
8 | 2830 | |
9 | 2793 | |
10 | 2667 | |
11 | 2592 | |
12 | 2414 | |
13 | 2292 | |
14 | 2256 | |
15 | 2239 | |
16 | 2202 | |
17 | 2144 | |
18 | 2126 | |
19 | 2112 | |
20 | 2094 |