Большая советская энциклопедия - мосты военные
Мосты военные
мосты военные
Мосты военные, сооружения, служащие для переправы войск, боевой техники и транспорта через какое-либо препятствие (водную преграду, овраг, дорогу и т. п.) при передвижении их по дорогам и колонным путям на поле боя. М. в. бывают автодорожными, железнодорожными, пешеходными и совмещенными, позволяющими одновременный пропуск автотранспорта и ж.-д. составов; возводятся силами инженерных, дорожных и железнодорожных войск из табельных средств, возимых войсками, или из местных материалов. Для М. в. важное значение имеет транспортабельность мостовых конструкций, позволяющая инженерным частям сопровождать войска и своевременно выдвигаться к преодолеваемым водным преградам, а также быстрота их возведения минимальными силами, приспособленность мостовых средств и конструкций к использованию на разнообразных по характеру преградах, минимальная разрушаемость от средств поражения, простота ремонта в полевых условиях. По типу опор различают М. в. наплавные, на жестких опорах, комбинированные. Наплавные М. в. могут быть в виде моста-ленты (рис.), собираемого из металлических понтонов, барж, и на отдельных плавучих опорах (понтонах, баржах, плашкоутах, лодках и др.). Они позволяют возвести мостовой переход в короткие сроки, независимо от характера грунта и рельефа дна при глубине воды более 1 м. М. в. на жестких опорах (деревянных, металлических, свайных и рамных) делятся на низководные, высоководные и подводные. Низководные М. в. (рис.) имеют небольшие пролеты (4—6 м, редко 10—12 м), допускают, как правило, одностороннее движение транспорта и рассчитаны на непродолжительный срок эксплуатации; возвышаются над горизонтом воды на 0,5—1 м. Высоководные М. в. (рис.) имеют пролеты до 30 м и более, обеспечивают, как правило, двусторонний проезд автомобильного и односторонний проезд ж.-д. транспорта, рассчитаны на продолжительный срок эксплуатации, позволяют пропускать под мостом ледоход, паводок, речные суда. Разборные М. в. на жестких опорах многократно используются в качестве тыловых мостов через водные преграды. Подводные М. в. имеют верх проезжей части ниже горизонта воды на 30—50 см, что обеспечивает повышенную живучесть при воздействии противника и затрудняет обнаружение моста средствами разведки. Комбинированные М. в. возводятся на реках, имеющих большую глубину и ширину, в них сочетаются жесткие и плавучие опоры. Механизированные мосты (рис.) используются для преодоления войсками узких препятствий и водных преград на поле боя и при движении войсковых колонн, возводятся с помощью мостоукладчиков. М. в. появились уже в армиях древних государств. Наиболее ранними были наплавные мосты на легких лодках, которые перевозились войсками (например, в Ассирии, Древнем Египте, Древней Греции). В 480 до н. э. во время греко-персидских войн персидская армия переправлялась через Дарданеллы по 2 наплавным мостам, собранным на гребных судах; длина каждого около 1200 м. В римской армии сооружались военные мосты на свайных опорах (например, через Рейн в 1 в. до н. э.). В средние века искусство мостостроения в Европе пришло в упадок и начало развиваться только с 14 в. В русской армии в 15—17 вв. неоднократно сооружались наплавные мосты через Волхов, Днепр, Дон и др. В начале 17 в. в нидерландской армии было введено мостовое имущество — понтонные парки (см. Понтонный парк), которые затем распространились в др. европейских армиях (в России в начале 18 в.). Дальнейшим шагом в развитии М. в. стало возведение мостов из заранее заготовленных элементов (например, наплавной мост из плотов длиной около 1000 м через Северную бухту в Севастополе во время Крымской войны 1853—56). С развитием железных дорог стали строить военные ж.-д. мосты. В 1860-х гг. в России был изготовлен разборный металлический ж.-д. мост; в Германии, Франции и др. странах такие мосты появились в 70-х гг. Во время 1-й мировой войны 1914—18 в английской армии были созданы мосты для танков, с помощью которых они преодолевали препятствия на поле боя. В 1930-х гг. в СССР и др. странах получили развитие наплавные мосты из понтонных парков с цельнометаллическими понтонами и стальными прогонами повышенной прочности и большой грузоподъемности, которые перевозились на специальных автомобилях. В ходе Великой Отечественной войны 1941—45 советские войска широко использовали низководные мосты, отличавшиеся простотой конструкции и составившие 85% общей протяженности всех построенных мостов, а также наплавные мосты грузоподъемностью до 60 т (выше грузоподъемности наплавных мостов армий капиталистических стран). На широких реках (Днепр, Неман, Днестр, Висла, Одер и др.) возводились комбинированные или высоководные мосты, рассчитанные на длительную эксплуатацию. В послевоенные годы в вооруженных силах различных государств получили развитие мостовые и мостостроительные средства, предназначенные для возведения М. в. в короткие сроки. Значительный прогресс в этой области — создание в Советских Вооруженных Силах понтонно-мостового парка, в котором пролетное строение и опоры объединены в единую конструкцию — мост-ленту. Большое развитие получили механизированные мосты (танковые и мосты сопровождения войсковых колонн). М. А. Козлов.
Мосул Мосул, город на С. Ирака, на правом берегу р. Тигр. Административный центр мухафазы Найнава. 343 тыс. жителей (1968). Ж.-д. станция. Узел автомобильных дорог. Текстильная, пищевая, кожевенно-обувная, металлообрабатывающая промышленность. Торговля зерном, фруктами, скотом. В районе М. — добыча нефти (Айн-Зала и др.), цементный и асфальтовый заводы. По некоторым данным, М. являлся пригородом древней Ниневии. В 641 был занят арабами и вошел в состав Арабского халифата. Находясь на важнейших торговых путях, М. стал крупным торговым и ремесленным центром. В 10—12 вв. был столицей различных феодальных государств. В 1261 взят и разграблен монголами. С начала16 в. до 1918 (с небольшими перерывами) М. владели турки-османы; с 60-х гг. 19 в. — центр одноименного вилайета Османской империи. После 1-й мировой войны 1914—18 был оккупирован английскими войсками: в 1920 вошел в состав Ирака. В черте средневекового города, окруженного каменной стеной (12 в.; разрушена в 1743), — Большая мечеть Нур-ад-дина (или Джами аль-Кабир; 1170—72, реконструировалась в 12—19 вв.) с минаретом (12 в.; см. илл.), медресе аль-Иззия (12 в.), руины дворца Кара-Сарай (13 в.), мавзолей имама Яхья (13 в.), мавзолей Аун-ад-дина (1247); христианские церкви: Мар Ахудеммех (восходит к 10 в.), Мар Шамун (13 в., реконструкция в 1936) и др. Вне городских стен — регулярно распланированные кварталы 20 в. (архитектор Р. Сквайр и др.). Близ М. — мечеть-мавзолей Наби Юнус (10 в., купол 14 в.). Лит.: Mosul and its neighbouring district, 2 ed., Baghdad, 1956; Fiey J. М., Mossoul chretienne, Beyrouth, 1959.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое мосты военные
Значение слова мосты военные
Что означает мосты военные
Толкование слова мосты военные
Определение термина мосты военные
mosty voennye это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 7680 | |
2 | 4981 | |
3 | 3123 | |
4 | 3061 | |
5 | 2933 | |
6 | 2922 | |
7 | 2861 | |
8 | 2830 | |
9 | 2793 | |
10 | 2667 | |
11 | 2592 | |
12 | 2414 | |
13 | 2292 | |
14 | 2256 | |
15 | 2239 | |
16 | 2202 | |
17 | 2144 | |
18 | 2126 | |
19 | 2112 | |
20 | 2094 |