Поиск в словарях
Искать во всех

Большая советская энциклопедия - менделе мойхер-сфорим

 

Менделе мойхер-сфорим

менделе мойхер-сфорим
Менделе Мойхер-Сфорим (псевдоним; настоящая фамилия Бройде, по паспорту Шолом-Яков Абрамович) 21.12.1835 (2.1.1836), поселок Копыль, ныне Минской области Белорусской ССР, — 25.11(8.12).1917, Одесса, еврейский писатель. Родился в бедной семье. Долго бродяжничал, в 1853 поселился в Каменец-Подольске, где познакомился с поэтом-просветителем А. Б. Готлобером (1811—99), который помог ему изучить философию, историю, русский и др. языки, русскую и мировую художественную литературу. В 1858 М. переехал в Бердичев, а с начала 80-х гг. 19 в. жил в Одессе. Печатался с 1857. Писал вначале на иврите. В 1860 вышел сборник стихов и статей «Суд мира», направленный против религиозного фанатизма и засилья кагальных заправил. Писатель стоял тогда на просветительских позициях. Он выступил с пропагандой естественнонаучных знаний, создал 3-томную «Историю природы» (1862—67). В 1862 написана повесть «Учитесь хорошо» (2-я, расширенная редакция под названием «Отцы и дети», 1868). В 60-е гг. взгляды М. эволюционируют от просветительско-народнических к революционно-демократическим. В книге «Критическим взглядом» (1867) писатель призывал бороться за интересы народа, за преобразование его жизни. В это время М. начал писать на идише, который был народным разговорным языком. В 1864 опубликовал повесть «Маленький человечек», в которой сатирически изображен прощелыга, пробивающий себе путь к богатству. В духе обличительной сатиры шестидесятников написан и драматический памфлет «Такса, или Банда городских благодетелей» (1869); здесь впервые в еврейской литературе даны картины классовых столкновений в еврейской среде. Горячей любовью к миру тружеников проникнута повесть «Фишка Хромой» (1869). В 70-е годы М. продолжает сатирическую линию в своем творчестве: повести «Кляча» (1873) и «Путешествие Вениамина Третьего» (1878). В таких произведениях, как «Заветное кольцо» (ч. 1—2, 1888), «Шлойме реб Хаим» (1894—1917), в заново переработанном варианте «Отцов и детей» (1912), он нарисовал широкие картины жизни еврейского народа. Творчество М. оказало большое влияние на развитие еврейской литературы; он является первым классиком новой еврейской литературы, основоположником литературного языка. Его произведения переведены на многие языки мира. Соч.: Але верк, т. 1—20, Варшава, 1911—1923; Гезамелте верк, т. 1—6, М., 1935—40; в рус. пер. — Такса, М., 1884; В долине плача, М., 1912; Кляча, М., 1918; Фишка Хромой, М., 1929; Маленький человечек. Путешествие Вениамина Третьего, Фишка Хромой, М. 1961. Лит.: Ойслендер Н., Грундшгрихн фун йидишн реализм, К., 1919; Менделе ун зайн цайт, М., 1940; Ременик Г., Менделе Мойхер-Сфорим ун Шолом-Алейхем, «Советиш геймланд», 1972, № 2. Г. А. Ременик.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

См. в других словарях

1.
  (наст. имя и фам. Шолом Яков Абрамович) (1835/36-1917), еврейский писатель, основоположник новой еврейской литературы. В сатирической пьесе "Такса" (1869), повестях "Кляча" (1873), "Путешествие Вениамина Третьего" (1878), социальных романах "Заветное кольцо" (ч. 1-2, 1888), "Шлойме реб Хаим" (1894-1917) создал широкую картину жизни еврейского народа в России. ...
Большой энциклопедический словарь
2.
  [Mendele-Mojcher-Sforim, 1836—1917]— Менделе-Книгоноша, псевдоним Шолом Яков Абрамовича. Основоположник еврейской лит-ры, старейший классик. Р. в местечке Капулье (Белоруссия). До 17 лет учился в религиозных школах (ешиботах), свыше года странствовал вместе с хромым нищим по Белоруссии, Литве и Украине. В 1854, поселившись в Каменец-Подольске, под влиянием и руководством демократического мелкобуржуазного писателя-просветителя А. Б. Готлобера,  приобщился к светской культуре. В 1857 появляется в гебраистском органе «Хамагид» первая статья М.-М.-С. «Письмо о воспитании». В 1858 он переезжает в Бердичев, где начинает систематически заниматься лит-ой работой. В 1860 публикует сборник критических статей на гебраистском яз. «Мишпот Шолом» (Mispot Solom), в к-рых выступает с резкой критикой влиятельного в то время консервативного буржуазного гебраистского писателя Э. Ц. Цвейфеля. В сб. «Мишпот Шолом», как и в следующем сборнике критических и публицистических статей на гебраистском яз. «Аин Мишпот» (Ain Mispot, 1866), М.-М.-С. ведет борьбу против клерикальных тенденций реакционной еврейской буржуазии, борьбу за углубление и расширение просветительства. Свою...
Литературная энциклопедия

Вопрос-ответ:

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины