Большая советская энциклопедия - маска
Маска
маска
Маска (франц. masque, от итал. maschera), 1) специальная накладка с каким-либо изображением (человеческое лицо, звериная морда, голова мифологического существа и пр.), надеваемая на лицо человека. М. изготовляются из различных материалов. Применение М. началось в глубокой древности на охоте, в обрядах (см. Маски погребальные, Маски ритуальные). Позднее М. вошли в употребление в различных видах театра, например в античном, индонезийском, итальянской комедии масок и других в качестве элемента актерского грима (см. Маски театральные). 2) Повязка с вырезами для глаз, надеваемая на верхнюю часть лица участниками карнавалов и маскарадов. 3) Слепок из гипса или другого материала, снятый с лица умершего человека. 4) В медицине — прибор (или часть аппарата), накладываемый на лицо больного для ингаляционного наркоза жидкими или газообразными наркотическими веществами. 5) В косметике — один из способов лечения или ухода за кожей лица (см. Косметика).
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
(фр. < лат.) - специальная накладка с вырезами для глаз, закрывающая лицо. Полумаска - маска, прикрывающая верхнюю часть лица; зачастую к ней крепилась кружевная оборка, бахрома скрывающая нижнюю часть лица. Мода на полумаски во Франции появилась в 16 в. Их делали из бархата и тафты, закрепляли на голове или носили на ручке, как в будущем лорнет. Надевали их во время прогулок, любовных приключений и, разумеется, во время карнавалов. ...Энциклопедия женской одежды
2.
(франц. masque),1) накладка с вырезами для глаз, скрывающая лицо, иногда с изображением человеческого лица, головы животного или мифического существа. Маски ритуальные надевались исполнителями религиозных обрядов в первобытных культах. Маски театральные употреблялись в античном театре, скоморохами, в итальянской комедии дель арте, традиционном театре Японии, Юж. и Юго-Вост. Азии и др.2) Слепок из гипса и др. материалов, снятый с лица умершего. У многих народов древности на лицо погребенного накладывали погребальные маски из золота и др.3) В медицине - маска для наркоза, физиотерапевтических процедур, марлевая, асептическая. 4) В косметике - слой крема, лекарственного состава, наложенный на лицо или шею для лечения, ухода за кожей. 5) Предмет защитного снаряжения спортсмена (в фехтовании, хоккее и др.), предохраняет лицо от травмы. ...Большой энциклопедический словарь
3.
используется в театре, во время карнавалов, а также в религиозных церемониях. Греки первыми стали использовать маски во время театральных представлений. Маски делались из раскрашенного холста, с прорезями для рта и глаз. Они полностью закрывали голову, с боков и спереди наклеивались волосы. В драматических представлениях греческого театра могли участвовать только три актера-мужчины, и маски давали им возможность играть по две-три роли. Из-за огромных размеров греческих театров (в них часто помещалось несколько десятков тысяч человек) места для зрителей находились далеко от орхестры (площадки, на которой разыгрывалось представление), и выразительные, легко узнаваемые маски помогали разглядеть героев трагедий и комедий даже с большого расстояния. В отверстие рта вставлялся латунный раструб, который усиливал звук, и слова актера были слышны в самых последних рядах. Римляне также использовали театральные маски, но с приходом христианства маски были объявлены пережитком язычества и вышли из употребления. В Японии театральные маски появились в 7-8 вв. Они были заимствованы из Китая и первоначально использовались во...Энциклопедия Кольера
4.
. Личина, изображение головы или лица человека, животного, мифического существа, закрывающее лицо маскирующегося и приспособленное для ношения во время культового или драматического действа. Возникновение и развитие М., широко представленной у народов первобытной культуры, находится в тесной связи с рядом весьма древних религиозно-магических представлений — анимизмом, тотемизмом и т. п. Ср. «Драма народная». Иллюстрация: Маска из Штерцинта в Тироле (по оригиналу в Инсбруке) 2. При развитии из культового действа драмы, в частности античной трагедии и комедии, М. — одна из форм (наиболее распространенных) изменения наружности актера, придающая его лицу соответствующее действию выражение. Ср. «Драма античная». 3. В эпоху Ренессанса М. и масочные комедии и интермедии, отчасти сохраняющие традицию мима, отчасти идущие под знаком возрождения античных форм драмы, но по существу представляющие новый этап в развитии драмы, под разными названиями распространяются по всей Европе. Ср. «Commedia dell’arte». 4. Поскольку комедия М. ограничивается перестановкой сплетенных интригой статических образов, не давая ни развития этих образов...Литературная энциклопедия
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 7244 | |
2 | 4972 | |
3 | 3110 | |
4 | 3053 | |
5 | 2919 | |
6 | 2909 | |
7 | 2851 | |
8 | 2816 | |
9 | 2783 | |
10 | 2658 | |
11 | 2579 | |
12 | 2401 | |
13 | 2278 | |
14 | 2248 | |
15 | 2225 | |
16 | 2193 | |
17 | 2134 | |
18 | 2116 | |
19 | 2102 | |
20 | 2083 |