Большая советская энциклопедия - дзэн
Дзэн
дзэн
Дзэн, одно из течений дальневосточного буддизма. Само слово «Д.» — японское произношение китайской иероглифической транскрипции санскритского термина дхьяна (медитация, самоуглубление), китайское произношение — чань. Д. сложился в Китае в 6—7 вв. под сильным влиянием даосизма, у которого Д. заимствовал пренебрежение к знанию, убеждение в том, что истина не выразима в словах и ее можно постичь лишь путем внутреннего скачка, освободив сознание не только от проторенных путей, которыми движется мысль, но и от мысли вообще. Для Д. характерны отказ от установленных норм разумного и морального, любовь к парадоксу, интуитивизм, непосредственность. Основа понятийного и художественного языка Д. — лаконичный намек и ритмическая пауза. На первое место выдвигается импровизация, действие по наитию, без плана. Эти черты Д. могут быть поняты как выражение «свободы духа» в обществе, где свободное мыслимо только как нечаянное, необдуманное, юродское. Первым патриархом Д. в Китае считается индийский проповедник Бодхидхарма (начало 6 в.), но решающую роль сыграли шестой патриарх Хуэй-нэн (638—713), а также Шэнь-сю (605—706). Период расцвета Д. в Китае продолжался до 9 в.; в Японии Д. появился в 12—13 вв.; он продолжает оказывать серьезное воздействие на культуру и идеологию вплоть до настоящего времени. Д., в котором творческий акт интерпретируется как религиозный, оказал огромное влияние на китайскую живопись, каллиграфию и поэзию и на японскую культуру, особенно начиная с периода Муромати (14—16 вв.). Своеобразный (вульгаризированный) вариант Д. процветает среди битников, понимающих Д. как идеологию отказа от цивилизации. Лит.: Померанц Г., Дзэн и его наследие, «Народы Азии и Африки», 1964, № 4; Завадская Е. В., Пятигорский А. М., Отзвуки культуры Востока в произведениях Дж. Д. Сэлинджера, там же, 1966, № 3; Suzuki D. Т., Essays in Zen Buddhism, ser. 1—3, L., 1953; Watts A., Way of Zen, N. Y., 1957; Blyth R. Н., Zen and zen classics, v. 1—5, Tokyo, 1960—66. Г. С. Померанц.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
(япон., от санскр. дхьяна - медитация, сосредоточение, созерцание), чань (кит.), одна из школ буддизма. Возник в Китае в 5-6 вв., с 12-13 вв. получил распространение в Японии, где существует до настоящего времени. Основателем считается индийский миссионер Бодхидхарма (6 в.). Для Дзэн характерны критическое отношения к тексту как средству передачи истинного знания, вера в возможность обретения "просветления" (у, сатори) посредством размышления над бессмысленным с позиции логики диалогом (вэнь-да, мондо) или вопросом (гун-ань, коан), элементы интуитивизма. С сер. 20 в. приобрел популярность среди западной интеллигенции (в рамках контркультуры). ...Большой энциклопедический словарь
2.
(японское, от санскритского дхьяна - самопогружение, созерцание), чань (китайское), одна из школ буддизма. Возник в Китае в 5 - 6 вв., с 12 - 13 вв. получил распространение в Японии, где существует и ныне. Основателем считается индийский миссионер Бодхидхарма (6 в.). Для дзэн характерна вера в возможность обретения просветления (у, сатори) посредством размышления над бессмысленным с позиции логики диалогом (вэнь-да, мондо) или вопросом (гун-ань, коан). С середины 20 в. приобрел популярность среди западной интеллигенции (в рамках контркультуры). ...Современный Энциклопедический словарь
Вопрос-ответ:
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 7396 | |
2 | 4972 | |
3 | 3110 | |
4 | 3053 | |
5 | 2919 | |
6 | 2909 | |
7 | 2852 | |
8 | 2816 | |
9 | 2783 | |
10 | 2658 | |
11 | 2579 | |
12 | 2401 | |
13 | 2278 | |
14 | 2248 | |
15 | 2225 | |
16 | 2193 | |
17 | 2134 | |
18 | 2116 | |
19 | 2102 | |
20 | 2083 |