Большая советская энциклопедия - гараж
Гараж
гараж
Гараж (франц. garage, от garer — поместить под прикрытие, убрать), здание или комплекс зданий и сооружений для хранения, технического обслуживания и текущего ремонта подвижного состава автомобильного транспорта. Г. как новый тип архитектурного сооружения появились в 1-й половине 20 в., с началом массового производства автомобилей. Г. строятся для грузовых, легковых и специализированных автомобилей (санитарных, пожарных и др.), автобусов и для смешанного парка, включая мотоциклы и мотороллеры. Характер гаражного строительства, а также оборудование Г. в СССР определяются следующими особенностями: организацией в государственном масштабе автотранспорта общего пользования для грузовых и пассажирских перевозок; концентрацией автотранспорта в крупных автотранспортных предприятиях, позволяющей специализировать их по характеру выполняемой транспортной работы и механизировать процессы технического обслуживания автомобилей; системой планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта автомобилей. Различают Г.-стоянки, предназначенные для хранения автомобилей и выполнения несложных операций по ежедневному обслуживанию (ЕО), например осмотр, заправка и мойка, и Г. комплексные, в которых дополнительно осуществляются профилактические и ремонтные операции по техническому обслуживанию (ТО-1 и ТО-2) и текущему ремонту автомобилей (включая замену некоторых узлов и агрегатов). Такие комплексные Г. (рис. 1) состоят в основном из трех производственных зон: хранения, технического обслуживания и ремонта. По расположению относительно поверхности земли различают Г. наземные, полуподземные и подземные. Нередко встречаются комбинированные решения, когда один или несколько этажей Г. размещаются ниже уровня земли, а остальные возводятся над землей. Для грузовых автомобилей и автобусов Г., как правило, возводятся одноэтажными. Объемно-пространственные решения большинства типов Г. близки к зданиям промышленной архитектуры, использующей большепролетные и безопорные (или с малым числом опор) перекрытия. В многоэтажных Г. для перемещения автомобилей по вертикали используют прямые или криволинейные рампы, полурампы (когда одна часть Г. смещается по отношению к другой на половину высоты этажа), наклонные полы в сочетании с различными видами рамп или без них, а также механические подъемники, лифты различных типов (лифты-шахты, лифты непрерывного действия, подъемники карусельного типа и др.). Наряду с отапливаемыми многоэтажными Г. в районах с теплым, сухим климатом часто строятся т. н. Г.-этажерки — неотапливаемые, без ограждающих стен (рис. 2). Рампы, характер ограждающих стен (барьеры, решетчатые ограждения, ленточное остекление и др.) придают зданиям Г. характерный архитектурный облик. Вместимость Г. колеблется в значительных пределах — от одноместных боксов или блоков-боксов до многоэтажных сооружений, рассчитанных на 300, 1000 и более автомобилей. К Г. малой вместимости относятся сооружения до 50 мест, средней вместимости —от 50 до 300 мест, большой вместимости — более 300 мест (рис. 3). Скопление в городах большого количества автомобилей делает строительство и плановое размещение Г. частью общих архитектурных и градостроительных проблем. Лит.: Давидович Л. Н., Проектирование предприятий автомобильного транспорта, М., 1967; Baker G. Н., Funaro В., Parking, N. Y., 1958: Sill 0., Parkbauten, Wiesbaden — B., 1968. Г. E. Голубев, М. М. Шахнес.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 7394 | |
2 | 4972 | |
3 | 3110 | |
4 | 3053 | |
5 | 2919 | |
6 | 2909 | |
7 | 2852 | |
8 | 2816 | |
9 | 2783 | |
10 | 2658 | |
11 | 2579 | |
12 | 2401 | |
13 | 2278 | |
14 | 2248 | |
15 | 2225 | |
16 | 2193 | |
17 | 2134 | |
18 | 2116 | |
19 | 2102 | |
20 | 2083 |