Большая советская энциклопедия - адорно теодор
Адорно теодор
адорно теодор
Адорно (Adorno) Теодор фамилия отца — Визенгрунд (Wiesengrund); А. — фамилия матери (11.9.1903, Франкфурт-на-Майне, — 6.8.1969, Бриг, Швейцария), немецкий философ, социолог и музыковед. В 1931—33 доцент Франкфуртского университета. После 1933 в эмиграции в Англии, с 1938 в США. С 1949 во Франкфурте-на-Майне; профессор университета (с 1950), руководитель института социальных исследований (с 1953). Критика культуры и общества, развитая А. совместно с немецким социологом М. Хоркхеймером («Диалектика просвещения», 1947), сложилась в русле идей гегелевской диалектики, теории товарного фетишизма, отчасти — психоанализа З. Фрейда. В центре внимания А. — критический анализ изменений в характере человека в т. н. управляемом обществе, в понятии которого А. в сущности отождествляет буржуазное и социалистическое общество. В период пребывания в США А. и его сотрудниками было проведено конкретное исследование структуры и формирования т. н. авторитарной личности, рассматриваемой как психологическая предпосылка фашизма («Авторитарная личность», 1950). Вслед за В. Беньямином А. видит цель философии не в «конструировании всеобщего», а в раскрытии специфики единичного и особенного («Отрицательная диалектика», 1966). В ряде работ подверг критике феноменологию, экзистенциализм и неопозитивизм. В философско-эстетической концепции «новой музыки» А. ориентируется на творчество австрийских композиторов А. Шенберга, А. Берга, А. Веберна, видя в нем адекватное раскрытие страха и отчаяния одинокого человека в современном буржуазном обществе. С этой точки зрения А. критикует неоклассицизм И. Стравинского как «реставрацию» отживших музыкальных форм («Философия новой музыки», 1949), массовую стандартизованную музыкальную культуру и ложное музыкальное сознание, утрачивающее способность к восприятию художественной формы как целого. Автор ряда музыкальных произведений (ученик А. Берга). Свойственная работам А. афористичная лаконичность стиля сложилась под влиянием К. Крауса. В ряде работ и выступлений А. содержатся выпады в отношении общественной и культурной жизни социалистических стран. Оказал значительное воздействие на современную буржуазную социологию, философию и музыковедение. Соч.: Zur Metakritik der Erkenntnisthcorie, Stuttg., 1956; Noten zur Literatur, Bd 1—3, Fr./M., 1958—65; Klangfiguren, В., 1959; Einleitung in die Musiksoziologie, Fr./M., 1962; Minima Moralia, Fr./M., 1962; Dissonanzen, 3 Aufl., Gott., 1963; Quasi una fantasia, Fr./M., 1963; Negative Dialektik, Fr./M., 1966. Лит.: Манн Т., Собр. соч., т. 9, М., 1960, с. 228—31; Золтай Д., Музыкальная культура современности в зеркале эстетики Т. Адорно, «Вопросы философии», 1968, № 3; Давыдов Ю., Негативная диалектика «Негативной диалектики» Адорно, «Советская музыка», 1969, № 7—8. Ю. Н. Попов.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 7664 | |
2 | 4972 | |
3 | 3111 | |
4 | 3054 | |
5 | 2921 | |
6 | 2910 | |
7 | 2852 | |
8 | 2817 | |
9 | 2783 | |
10 | 2658 | |
11 | 2580 | |
12 | 2402 | |
13 | 2279 | |
14 | 2248 | |
15 | 2225 | |
16 | 2194 | |
17 | 2134 | |
18 | 2116 | |
19 | 2103 | |
20 | 2083 |