Словарь справочник по социальной работе - мотивация
Связанные словари
Мотивация
Известной теорией мотивации является иерархия потребностей по Маслоу, согласно которой все потребности человека можно ранжировать – от базовых (голод, жажда) до высших (потребность в самоактуализации). В соответствии с данной теорией потребность, занимающая более высокое место в иерархии, становится значимой (т. е. мотивирующей) только после удовлетворения низших потребностей. Действительно, объяснить поведение можно по-разному, на разных уровнях. На базовом уровне некоторые виды поведения, например моргание, являются рефлекторной реакцией на раздражитель, в частности на дуновение ветра. Однако рефлексы можно преодолеть; удерживая драгоценное блюдо, пусть даже очень горячее, человек постарается аккуратно его поставить, не уронив. На следующем уровне действуют биологические инстинкты, например голод, которые и являются мотиваторами поведения. Опять-таки лечебное голодание и различные диеты доказывают возможность замены одних мотиваторов другими, т. е. иерархия Маслоу не всегда применима. Другие причины поведения, помимо рефлексов и инстинктов, выявить гораздо сложнее. Бихевиористы пытаются обнаружить вторичные инстинкты, удовлетворение которых позволяет удовлетворить также первичные (биологические) инстинкты. Например, деньги можно отнести к вторичным инстинктам, с их помощью можно утолить голод. Вместе с тем при отсутствии очевидных связей между поведением и первичным инстинктом рассуждения заходят в тупик. Например, вряд ли стоит говорить об исследовательском инстинкте у ребенка, который изучает свое окружение.
Сложность такого явления, как мотивация, очевидна, если вспомнить о попытках мотивировать людей к работе. Раньше исследователи считали, что достаточным побуждением к продуктивной работе является демонстрация эффективного ее выполнения и повышенная оплата за увеличение производительности труда. Впоследствии стало ясно, что все люди разные; некоторые действительно откликаются на улучшение условий работы, другим нужно получать удовлетворение от работы, а третьи превыше всего ценят стабильность своего положения. Главная задача социальной работы – попытаться выяснить степень мотивированности клиентов к изменениям своего поведения или жизненных обстоятельств, которые можно изменить. Ключевыми являются следующие вопросы: способен ли человек измениться, хочет ли он этого? Найти ответ на эти вопросы можно, обсудив с клиентом весь спектр его проблем и возможных решений. Мотивировать человека к изменениям гораздо проще, если он сочтет эти изменения своевременными и уместными, а цели – достижимыми.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1421 | |
2 | 866 | |
3 | 700 | |
4 | 673 | |
5 | 616 | |
6 | 607 | |
7 | 584 | |
8 | 576 | |
9 | 566 | |
10 | 526 | |
11 | 516 | |
12 | 510 | |
13 | 471 | |
14 | 470 | |
15 | 463 | |
16 | 456 | |
17 | 418 | |
18 | 403 | |
19 | 393 | |
20 | 376 |