Словарь справочник по социальной работе - клиент
Связанные словари
Клиент
С самого начала слово «клиент» обрело иной смысл, чем тот, который принят в других сферах человеческой деятельности, например в юриспруденции или архитектуре, где отношения с клиентом строятся на договорной основе и за профессиональные услуги взимается плата. В социальной работе отношения всегда строились на искреннем понимании, теплоте и эмпатии со стороны социального работника. Тем не менее терминологические проблемы постепенно обостряются. В 1970-х гг., когда социальная работа впервые подверглась влиянию теории систем, клиентом могли быть сразу несколько людей. (См. КЛИЕНТОВ СИСТЕМА, СИСТЕМА-МИШЕНЬ.) Первым делом практика интересует вопрос: кто же клиент? Часто было очевидно, что клиентов несколько, причем у каждого свои, иногда противоречивые задачи. Имело смысл говорить о «системе клиентов» – человеке, семье, группе, организации или сообществе, которые обратились за услугами к социальному работнику и являются предполагаемыми потребителями данных услуг. В то же время появились первые исследования, посвященные взглядам клиентов на качество услуг; стало ясно, как мало значения в социальной работе придавалось самим клиентам, раз их мнением не поинтересовались раньше. Исследования показали, что клиенты действительно ценят качество отношений, но они также желают получить практическую и материальную помощь. Сейчас эти выводы не кажутся революционными, но в свое время они изменили представление о соотношении (первичности-вторичности) поддерживающих отношений и внешних проблем.
РАДИКАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА показала социально-экономическую общность клиентов социальных служб и роль экономических факторов в возникновении проблем. В ходе становления и развития социальной работы сложилось представление о клиенте как о беспомощном, безвольном зависимом потребителе, жертве социальных и экономических факторов. Слово «клиент» в его исходном значении имеет мало общего к отношениям между специалистом по социальному обеспечению и потребителем этих услуг. Тем не менее данный термин продолжают употреблять хотя бы потому, что другие еще менее удачны. Например, в Отчете Барклая (Barclay report, 1982) рекомендовано употреблять термин «клиент» и отказаться от термина «потребитель услуг», поскольку последний не отражает индивидуального характера социальной работы, к тому же потребление услуг нужно контролировать. Широкое использование данного термина подвергается критике сторонниками ПАРТНЕРСТВА и теории усиления, которые выдвигают идею об активном равноправном участии потребителей в организации социальных услуг. Слово «потребитель» используют преимущественно адвокаты и группы САМОПОМОЩИ, в частности в вопросах, касающихся психического здоровья, нетрудоспособности, ухода за детьми, чтобы подчеркнуть расхождение между качеством предлагаемых услуг и ожиданиями потребителей. Последняя точка зрения завоевывает все больше сторонников, и слово «потребитель» прочно вошло в лексикон социальных работников.
Произошло некоторое разделение терминов. «Потребитель услуг» добровольно обращается в социальную службу, в то время как «клиента» могут направить в суд. Например, инвалид, нуждающийся в помощи на дому, является потребителем, в то время как родители, лишенные родительских прав, – это клиенты. Таким образом, термин «клиент» описал «полный круг»; изначально созданный, чтобы избежать стигматизации, в настоящее время он все чаще характеризует людей, вынужденных быть мишенью вмешательства.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1421 | |
2 | 866 | |
3 | 700 | |
4 | 673 | |
5 | 616 | |
6 | 607 | |
7 | 584 | |
8 | 576 | |
9 | 566 | |
10 | 526 | |
11 | 516 | |
12 | 510 | |
13 | 471 | |
14 | 470 | |
15 | 463 | |
16 | 456 | |
17 | 418 | |
18 | 403 | |
19 | 393 | |
20 | 376 |