Финансово-кредитный энциклопедический словарь - рынок
Связанные словари
Рынок
рынок
(англ. market) – основная форма организации общественного хозяйства в условиях товарного производства, обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением, распределение ресурсов в интересах его участников – собственников этих ресурсов. Поскольку участники Р. стремятся к наращиванию своего богатства, то, соответственно, производители добиваются прибыли (как минимум, возмещения понесенных затрат), а потребители – удовлетворения своих потребностей (в рамках платежеспособного спроса), т.е. максимизации полезности. При этом участники Р. действуют на основе свободного выбора, взаимного соглашения об условиях сделок, максимально возможной информации и конкурентности. В реальной экономике Р. взаимодействует, с одной стороны, с натуральным хозяйством, а с др. – с экономич. деятельностью гос-ва, обычно устанавливающим «правила игры» на Р. и в той или иной степени регулирующим его функционирование. Гл. объект исследования и экономико-математич. моделирования Р. – закономерности формирования рыночного равновесия, а в связи с этим – процессы ценообразования в результате взаимодействия спроса и предложения, процессы конкуренции, вхождения новых участников (поставщиков и потребителей) в Р. и выбывания из него потерпевших поражение в конкурентной борьбе. В функционировании Р. решающую роль играют цены. Они выполняют информационную и регулирующую функции, функцию разделения благ, предлагаемых на Р., и благ, которые распределяются вне его (напр., объектов гос. заказа, благ из обществ. фондов потребления). (См. также Предложение совокупное и Спрос совокупный, Равновесие рыночное). Взаимодействие спроса и предложения одного отд. взятого продукта (обычно также принимаются во внимание взаимозаменяемые продукты) рассматривается как Р. данного продукта (товара, услуги). Различают Р. труда, капиталов, ценных бумаг, валютный и др. По уровню насыщения рынка выделяют: равновесный, дефицитный, избыточный Р., по характеру продаж – оптовые и розничные Р., по соответствию действующему законодательству – легальный и нелегальный Р.; по организац. признакам – организованный и неорганизованный; по степени открытости – открытый, ограниченный, закрытый. Выделяют: местные, региональные, национальные Р. и мировой Р.В экономич. лит-ре рассматриваются два агрегата: 1) Р. товаров и услуг, производимых фирмами (товарные Р.) и 2) Р. труда, сырья и др. факторов производства, используемых ими (факторные Р.). Совокупность всех рынков, различаемых по разным критериям, образует систему рынков (Р. в обобщенном смысле). Рассматриваемый в теории, но никогда не достижимый на практике, идеальный или совершенный Р. требует соблюдения по меньшей мере 5 условий: атомистичность рынка [в нем должно участвовать огромное число независимых продавцов и покупателей (фирм и индивидов); только при этом условии ни один из них не будет достаточно силен, чтобы воздействовать на функционирование рынка]; однородность продукции [если продукты одинаковы, у покупателя нет объективных причин для предпочтения товара одного продавца товару другого, кроме цены]; свобода вхождения в Р. любого производителя и любого покупателя; «прозрачность» Р. [полная осведомленность участников о происходящих на Р. событиях, отсутствие сговора между продавцами]; мобильность факторов производства [в частн., взаимозаменяемость труда и капитала]. На практике отступление от перечисленных условий приводит к формированию разных типов Р., классификацию к-рых приведена в таблице. Перечисленные требования не выполнимы в совр. условиях. Напр., «атомистичность» вряд ли возможна при мощном развитии концентрации производства, «свобода вхождения в Р.» резко осложняется достигнутым уровнем массовости производства и его капиталоемкостью. Вместе с тем любой реально функционирующий Р., несмотря на очевидные отклонения от приведенной идеальной схемы, характеризуется действием более или менее эффективного рыночного механизма. Это означает, что в целом цены изменяются под воздействием соотношения спроса и предложения; распределение ресурсов и объемы произ-ва в целом ориентируются на цены, как на сигналы информации о состоянии рынка и тенденциях его развития; для экономики в целом характерна тенденция к оптимальной структуре производства и распределения благ. Хотя наряду со странами рыночной экономики еще существуют гос-ва, где сохраняется антипод Р. – плановая система управления экономикой, историч. опыт показал, что по крайней мере на обозримое будущее альтернативы Р. нет. Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
(market) абстракция фактического потока сделок с недвижимостью, с интересами и правами в недвижимости, а также потока информации, касающейся таких сделок. В теоретическом анализе свободного рынка при оценке равновесной рыночной стоимости предполагается, что: 1.Покупатели и продавцы недвижимости ведут себя рациональным образом, но не обладают абсолютным знанием. Это реалистическое предположение, потому что все участники рынка собирают информацию об условиях, перед тем как действовать. 2.Покупатели и продавцы действуют в условиях конкуренции рациональным образом в своих собственных интересах для того, чтобы максимизировать свой доход или наилучшим образом удовлетворить потребности. 3.Покупатели и продавцы действуют независимо друг от друга, т.е. они действуют без сговора, мошенничества или искажений. Если бы это было не так, цены сделок могли бы быть сильно искажены. 4.Покупатели и продавцы имеют нормальные (типичные) побуждения, т.е. они действуют не испытывая незаконного давления. Это означает, что недвижимость, выставленная на рынок, обращается или продается за разумный период времени. Так,...Словарь терминов по экспертизе и управлению недвижимостью
2.
в маркетинге совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей каких-л. продуктов. Именно на рынке произведенный продукт и затраченный на него труд приобретают признание потребителей. Одну из основ рынка составляет товар. В связи с этим различают рынок потребительских товаров, рынок труда, рынок ценных бумаг, рынок услуг, рынок капитала и т.д. В зависимости от вида потребителей различают потребительские рынки и рынки организаций. Кроме того, различают рынок продавца и рынок покупателя. В зависимости от степени вовлеченности потребителей в процесс продаж выделяют потенциальный рынок, доступный рынок, доступный квалифицированный рынок, целевой рынок, освоенный рынок. ...Учебный словарь терминов рекламы
3.
– система экономических отношений, возникающих в сфере товарного производства в результате обращения и распределения товаров и услуг при купле-продаже. Основными характеристиками рынка являются: спрос, предложение товаропроизводителей и цена. ...Краткий словарь экономиста
4.
– система формирования и движения воспроизводственных связей, базирующихся на товарно-денежных отношениях и конкуренции экономически самостоятельных субъектов хозяйствования; совокупность актов купли-продажи. ...Экономика от А до Я
5.
институт, существующий для облегчения обмена, или механизм передачи прав собственности. ...Словарь терминов по институциональной экономике
6.
экономические отношения, основанные на купле-продаже товаров по свободным ценам в условиях частной собственности и конкуренции. Рынок в узком смысле система отношений между продавцом и покупателем (между предложением и спросом). В широком смысле сложный механизм движения благ и услуг в форме товаров и денег на всех уровнях экономической системы. ...Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов
7.
— система экономических отношений между продавцами и покупателями по поводу купли-продажи товаров, в которой формируется спрос, предложение и цены. ...Государственное регулирование рыночной экономики
8.
1. Территория, на которой встречаются продавцы и покупатели, чтобы обменяться тем, что представляет стоимость. Физический рынок, где происходит торговля за лучшую цену основная концепция торговли, и значительная часть экономической науки занимается рассмотрением функционирования подобных рынков. Отсутствие физического рынка для тех или иных товаров обычно рассматривается как один из основных источников экономической неэффективности. 2. Организованное собрание/встречи людей, на которой происходит торговля ценными бумагами (см. фондовая биржа) , товарами (см. товарный рынок) , валютой и т.п. 3. Спрос на определенный товар или услугу, часто измеряемый объемом продаж за определенный период. ...Банковский словарь
9.
механизм взаимодействия покупателей и продавцов, производителей и потребителей, осуществляемый посредством движения цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил ...Учебник "Экономика": глоссарий
10.
— в маркетинге — совокупность потенциальных или существующих продавцов и покупателей какого-либо продукта. В соответствии с экономической теорией рынок представляет собой сферу товарного обмена, синоним рыночных отношений, складывающихся между продавцом и покупателем. В торговой практике под рынком часто понимается место сбыта в географическом понимании: московский рынок, внешний рынок и т.д. ...Управление маркетингом
11.
– система общественных отношений купли-продажи, в которой субъектами являются продавцы и покупатели, а объектом рыночных действий является товар; сфера, где происходит товарно-денежный обмен; иногда под рынком понимают совокупность потребителей. ...Маркетинг услуг
12.
— экономическая форма обмена продуктами, которые выступают в качестве товаров; при этом производители и потребители выступают в качестве продавцов и покупателей. ...Микроэкономика
13.
совокупность отдельных сегментов потребителей, которые дифференцируют покупательский спрос и формируются в результате комплексного взаимодействия экономических, демографических, социальных и психологических факторов; сфера экономики, в которой совершается процесс товарного обращения товара в деньги и обратного превращение денег в товар; совокупность взаимосвязанных актов купли-продажи массы товаров, произведенных в различных областях экономики; система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров (услуг), а также движения денежных средств, для которых характерна свобода субъектов в выборе покупателей и продавцов (контрагентов), определении цен, формировании и использовании ресурсных источников; сфера обращения товаров и капиталов, а также движения рабочей силы и других факторов производства. ...Экономика недвижимости
14.
сфера обмена товарами между производителями и потребителями, сложившаяся на основе разделения труда. В условиях углубления и расширения хозяйственных связей товарные рынки утрачивают национальные и территориальные границы, превращаясь в мировые товарные рынки, на которых выступают торговцы всех стран. Вместе с тем пока продолжают существовать и относительно обособленные национальные рынки отдельных товаров в пределах государственных границ. Среди множества товарных рынков выделяются крупные рынки сырьевых, продовольственных товаров, машин и оборудования, других готовых изделий, рынки рекламных, строительных, туристских и иных услуг, а также фрахтовый, валютный и кредитный рынки. Существуют особые виды рынков: товарные биржи, аукционы, торги, выставки, ярмарки. ...Словарь маркетинговых терминов
15.
1) место встречи спроса и предложения, где происходит выявление степени соответствия характеристик произведенного продукта общественной потребности в нем, осуществляется сравнение конкурентоспособности данного товара с конкурентоспособностью товара-конкурента; 2) сфера обмена товарами, услугами и другой собственностью; 3) группа потребителей; 4) все покупатели данного товара; 5) организованное место торговли; 6) источник получения товаров и услуг; 7) физически или виртуально представленная совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей каких-то продуктов или услуг; 8) биржа. ...Маркетинг: терминологический словарь
16.
1) Совокупность продавцов и покупателей; 2) Территория, где происходит обмен товаров; 3) Система экономических отношений между продавцами и покупателями )производителями и потребителями), основанная на законах товарного производства и обращения. ...Глоссарий по маркетингу
17.
— совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого осуществляется реализация товарной продукции и окончательно признается общественный характер заключенного в ней труда. Р. представляет собой систему взаимодействия продавцов и покупателей, производителей и потребителей опосредованно через куплю-продажу. Основными функциями Р. являются ценообразование и конкуренция (см. Рыночное равновесие, Конкуренции). К позитивным сторонам Р. можно отнести следующие черты: способствует эффективному распределению ресурсов, т. е. объективно формирует структуру производства; стимулирует научно-технический прогресс и таким образом способствует ресурсосбережению в обществе; направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества; работает на принципах саморегуляции и таким образом стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности. Негативными последствиями Р. считаются прежде всего невозможность гарантировать решение таких ...Словарь по обществознанию
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 968 | |
2 | 735 | |
3 | 698 | |
4 | 638 | |
5 | 559 | |
6 | 480 | |
7 | 469 | |
8 | 452 | |
9 | 434 | |
10 | 423 | |
11 | 413 | |
12 | 398 | |
13 | 394 | |
14 | 386 | |
15 | 358 | |
16 | 358 | |
17 | 353 | |
18 | 335 | |
19 | 328 | |
20 | 318 |