Финансово-кредитный энциклопедический словарь - маржинализм
Связанные словари
Маржинализм
маржинализм
(от фр. marginal предельный, англ. marginalism) – школа экономической мысли, которая исследовала предельные величины и изучала взаимосвязь между данными целями и данными ограниченными средствами, имеющими альтернативные возможности использования. Термин «маржинальная революция» отражает новые методы экономич. анализа, созданные школой М. М. возник в 70-х гг. XIX в. в странах Зап. Европы. М. прошел два этапа. На 1-м этапе наибольший вклад в развитие М. внесли К. Менгер (1840–1921) – австр. экономист, основатель австрийской школы М.; Л. Вальрас (1834–1910) – швейц. ученый, основатель лозаннской школы М., и У. Джевонс (1835–82) – англ. экономист. Представителей первой волны М. называют основателями теории предельной полезности и теории равновесия. На 2-м этапе М., к-рый начался в 90-е гг. XIX в., наиболее известными представителями были А. Маршалл (1842–1924) – англ. ученый, основатель Кембриджской школы М.; итал. экономист, продолжатель традиций лозаннской школы, В. Парето (1848–1923) и амер. экономист, основатель амер. школы М. Дж. Б. Кларк (1847–1938). Появление М. связано с изменениями в экономике и промышл. производстве. Бурное развитие экономики, связанное с промышл. революцией, продолжалось весь XIX в. Множество технич. изобретений, переход к фабричному произ-ву с использованием механизации труда, развитие транспорта, стр-во ж.д. и мн. др. способствовало насыщению рынка и обострению проблем реализации продукции. Т.о. рынок продавца постепенно превращался в рынок покупателя. Заслуга австрийской школы, создателем к-рой был К. Менгер, а продолжателями его ученики Ф. фон Визер (1851–1926) и Э. фон Бём-Баверк (1851–1914), заключалась в том, что за исходный пункт экономич. анализа были приняты потребности человека и закон насыщения этих потребностей. Изучая мотивы поведения человека как потребителя, маржиналисты пришли к выводу о наличии предпочтений в потреблении того или иного блага. Размеры потребления они связали с накопленным кол-вом данного блага. М. первой волны открыл закон убывающей предельной полезности, изменив тем самым понятие создаваемого нацией богатства: достижением производителей можно считать не все то, что они могут произвести, а только нужное потребителям кол-во блага. М. исследовал факторы, влияющие на потребительский спрос, взаимовлияние цены и спроса, взаимодополняемости (комплементарности) производительных благ. Однако австрийская школа основывала свои исследования только на психологич. субъективных оценках благ потребителями, за что ее называют субъективистской школой. Использовался также метод Робинзонады, заключающийся в анализе поведения потребителя, исключенного из соц. отношений общества. Австрийской школой разрабатывались теории капитала и процента. Теория ожидания Бём-Баверка объясняет происхождение процента отказом от текущего дохода в пользу будущего дохода в результате трех осн. причин: различных условий для удовлетворения желаний с т.з. доходов; недооценки будущего; технического превосходства настоящих благ по сравнению с будущими. Визером был сформулирован принцип альтернативных издержек, к-рый отражал ценность упущенных возможностей использования ресурсов и проблему выбора в экономич. деятельности. Лозаннская школа, представленная Л. Вальрасом и В. Парето, разработала проблемы взаимосвязи рынков продуктов и рынков факторов производства. На рынке факторов производства или «производственных услуг» покупателями являются предприниматели, а продавцами – домашние хозяйства (собственники факторов произ-ва). На рынке товаров они меняются местами. Определив понятие равновесия и условия его достижения в результате появления экономич. сил, обеспечивающих автоматич. выравнивание отклонения, Вальрас рассматривал состояние общего равновесия для всей экономич. системы в целом. А. Пигу отверг кардиналистский (количественный) аспект теории полезности Вальраса, приняв ординалистскую (порядковую) концепцию полезности, разработанную с помощью кривых безразличия. На втором этапе М. в рамках Кембриджской школы окончательно сложился новый метод экономической науки – функциональный. В соответствии с ним экономич. явления изучались в их взаимовлиянии друг на друга, с описанием характера количеств. изменений. Маржиналистов «второй волны» называют неоклассиками. Кембриджская школа внесла наибольший вклад в развитие М. Американский М. представлен теорией предельной производительности Дж. Б. Кларка. Теория строится на микроуровне и в осн. на примере свободной конкуренции. Согласно закону предельной производительности распределение доходов происходит в соответствии с тем, что создает каждый экономический агент, и с предельным анализом цен факторов производства. Практический вывод заключается в том, что у предпринимателя исчерпываются стимулы к увеличению фактора произ-ва, когда цена этого фактора начинает превышать его возможные доходы. Кларк развил маржинальную теорию убывающей предельной производительности однородных, т.е. обладающих одинаковой эффективностью, факторов произ-ва. В традициях амер. М. работал И. Фишер (1867–1947), к-рый утвердил и развил количеств. теорию денег. Фишер ввел в экономич. теорию уравнение обмена: MV = PT, где М – кол-во денег, V– скорость их обращения, Р – средневзвешенный уровень цен, Т – объем проданных товаров и услуг, каждая единица к-рых учтена при продаже-перепродаже. Допуская, что скорость обращения и объем продаваемой продукции постоянны, Фишер пришел к выводу, что единственным результатом увеличения кол-ва денег является рост цен. Увеличение ден. массы не может влиять на рост выпускаемой продукции, к-рая зависит от естественных ресурсов и от технич. условий, а не от объема денег Рейтинг статьи:
Комментарии:
См. в других словарях
1.
– направление в экономической науке, исследующее экономические ситуации с помощью предельных величин, например предельных издержек, минимального уровня заработной платы, предельной процентной ставки и т.п. ...Краткий словарь экономиста
2.
течение экономической мысли, изучающее-в соответствии с теорией предельной полезности-предельные экономические величины. ...Хрестоматия по экономической теории
3.
учение о предельной полезности и предельной производительности, разработанное в трудах Ч. Дэлевонса, К. Менгера, Э. Бем-Баверка, Ф. Визера, Д. Вальраса и др. во второй половине Х1Х в. Они изучили мотивы поведения человека как потребителя и пришли к выводу о связи психологической ценности того или иного блага с количеством данного блага, уже имеющегося в его распоряжении. Они открыли закон убывающей предельной полезности, что изменило понятие создаваемого нацией богатства. Оказалось, что достижением производителей можно считать не все то, что они смогут произвести, а только нужное потребителям количество блага. Маржиналистов и классиков объединяет подход к рынку, как к саморегулирующейся, не требующей государственного вмешательства системе. Не случайно маржиналистов "второй волны" называют неоклассиками. Наибольший вклад в развитие маржинализма на этом этапе внес английский экономист Альфред Маршалл. Объектом исследований экономики стал процесс выбора наиболее эффективного способа использования ограниченных ресурсов для получения максимально возможного полезного эффекта. ...350 терминов и понятий рыночной экономики
4.
(от франц. marginal предельный) учение, объединяющее экономические процессы на основе предельных, приростных величин и предельного анализа (предельная полезность, предельный доход и т.п.). ...Краткий словарь основных лесоводственно-экономических терминов
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):
Самые популярные термины
1 | 968 | |
2 | 735 | |
3 | 698 | |
4 | 638 | |
5 | 559 | |
6 | 480 | |
7 | 469 | |
8 | 452 | |
9 | 434 | |
10 | 423 | |
11 | 413 | |
12 | 398 | |
13 | 394 | |
14 | 386 | |
15 | 358 | |
16 | 358 | |
17 | 353 | |
18 | 335 | |
19 | 328 | |
20 | 318 |