Поиск в словарях
Искать во всех

Советский философский словарь - сновидения

 

Сновидения

сновидения
субъективно переживаемые психич. явления, периодически возникающие но время есте­ственного сна. Интерес к С. характерен для всех эпox человеч. культуры (убеждение в том, что С. имеют жиз­ненно практич. смысл и подлежат истолкованию), од­нако подход к ним существенно менялся на протяжении истории. В С. видели откровение богов или вторжение демонов, один из способов контакта с «невидимым» ми­ром. Древнейший дошедший до нас сонник (ок. 2000 до н. э., Др. Египет) содержит истолкование 200 снов и описание магич. ритуалов для «защиты» спящего от вре­доносных духов. Толкование С. с целью указания путей лечения играло большую роль в древнейшей медици­не, ещё не отделившейся от религ.-магич. практики (храмовый сон т. н. инкубация).

Первые опыты рационального истолкования С. при­надлежат др.-греч. философам (Демокрит и др.). Со­гласно Платону, С. могут служить источником творч. вдохновения. Основателем психологич. подхода в объ­яснении С. явился Аристотель, к-рый рассматривал их как продолжение деятельности в состоянии сна. Систе­матизатором греч., егип., вост. толкований символики С. выступил во 2 в. н. э. Артемидор; его «Онейрокритика» послужила источником бесчисленных позднейших сон­ников. В ср. века преобладало религ.-моралистич. ис­толкование С., восходившее к библейским представле­ниям. В эпоху Возрождения истолкование С. тесно пе­реплеталось с оккультизмом; рост рационализма вы­теснил интерес к С. на периферию культуры. В 19 в. этот интерес постепенно возрождался с развитием эмпирич. исследований в области психологии, особенно в связи с проблемой бессознательного. В то же время эт­нологи раскрыли большую роль С. в примитивных культурах, их связь с мифами, а также универсальный характер ряда образов и символов С. Начиная с эпохи романтизма, подчёркивалось значение С. в психологии творческого процесса. Первая попытка создать систематич. психологич. теорию С. была предпринята Фрей­дом в 1900 («Толкование С.», рус. пер. 1913). Фрейдом и его школой психоанализа был накоплен большой кли­нический материал, характеризующий типы и законо­мерности протекания С., связь их с архаическим или инфантильным мышлением, с невротич. симптомами, фантазиями и т. д. Однако в истолковании сновидений Фрейд преувеличивал роль сексуальных мотивов, а также ранних детских воспоминаний. С., по Фрейду это иллюзорное осуществление вытесненных (см. Вытес­нение) желаний. В глубинной психологии, а также в пси­хотерапии придаётся особое значение анализу С. как ме­тоду проникновения в бессознат. психич. процессы; при этом подчёркиваются компенсаторные функции С. как восполнения действит. жизни (А. Адлер), С. рассмат­риваются как предвестники будущих тенденций развития личности (Юнг), как отражение бессознат., коллектив­ного «родового» опыта и т. п.

Целостной общепринятой теории С. пока не сущест­вует. Изучение С. ведётся в разных направлениях этнографией, историей культуры, медициной (С. как средство диагностики), экспериментальной психологи­ей и др.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое сновидения
Значение слова сновидения
Что означает сновидения
Толкование слова сновидения
Определение термина сновидения
snovideniya это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины