Поиск в словарях
Искать во всех

Советский философский словарь - религия

 

Религия

религия
(от лат. religio благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и мироощу­щение, а также соответствующее поведение и специфич. действия (культ), к-рые основываются на вере в существование (одного или нескольких) богов, «свя­щенного», т. е. той или иной разновидности сверхъесте­ственного.

По своему существу Р. является одним из видов идеалистического мировоззрения, противостоящего на­учному. Гл. признак Р.вера в сверхъестественное, но это не значит. что Р. и есть отношение, связывающее человека с богом, как её определяют обычно теологи. «...Всякая религия является не чем иным, как фанта­стическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседнев­ной жизни отражением, в котором земные силы при­нимают форму неземных.

Согласно совр. науч. данным, Р. возникла, повиди­мому, в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40-50 тыс. лет назад на относительно высокой ступени развития первобытного общества. Возникновение Р. связано с таким уровнем развития человеч. интеллекта, когда появляются зачатки теоретич. мышления и воз­можность отрыва мысли от действительности (гносеологич. корни Р.): общее понятие  отделяется от обозначае­мого им предмета, превращается в особое «существо», так что на основе отражения человеч. сознанием того, что есть, в нём могут появиться представления о том, чего в самой реальной действительности нет. Эти воз­можности реализуются лишь в связи со всей совокуп­ностью практич. деятельности человека, его обществ. отношений (социальные корни Р.). На первонач. ста­диях человеч. истории Р. есть продукт ограниченности практич. и духовного овладения миром. В первобыт­ных религ. верованиях запечатлено фантастич. осозна­ние людьми их зависимости от природных сил. Не от­деляя ещё себя от природы, человек переносит на неё отношения, складывающиеся в первобытной общине. Объектом религ. восприятия становятся именно те при­родные явления, с к-рыми человек связан в своей по­вседневной практич. деятельности и к-рые имеют для него жизненно важное значение. Бессилие человека перед природой вызывало чувство страха перед её «таинств.» силами и непрестанные поиски средств воз­действия на них.

Первоначально объектом религ. отношения был ре­ально существующий предмет, наделяемый сверхчувств. свойствами фетиш. Фетишизм связан с магией, стрем­лением оказать влияние на ход событий в желаемом направлении при помощи колдовских обрядов, закли­наний и т. п. В дальнейшем приписываемые предмету сверхчувств. свойства стали отделяться от него, пре­вращаться в самостоят. существа «духов»; возникла вера в самостоятельную по отношению к телу «душу» (анимизм), создалась возможность удвоения мира на реально существующий и потусторонний, сверхъесте­ственный. В процессе разложения родового строя на смену родовым и племенным Р. пришли политеистич. Р. раннего классового общества. «Фантастические об­разы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил. На дальнейшей ступени развития вся совокупность природных и общественных атрибутов множества богов переносится на одного всемогущего бога... Так возник монотеизм...» (Энгельс Ф., там же, с. 329).

По своему характеру Р. раннего классового общества это племенные, а в дальнейшем нац.-гос. Р., в к-рых вероисповедная связь между людьми совпадает с этнич. и политич. связями (таковы, напр., существующие и ны­не конфуцианства, синтоизм, индуизм, иудаизм). На более поздней стадии историч. развития появляются мировые, или наднациональные, Р.буддизм (6-5 ви. до н. э.), христианства (1 в.) и ислам (7 в.). Они объеди­няют людей общей веры независимо от их этнич., язы­ковых или иолитич. связей. Одной из важнейших отличит. особенностей таких мировых Р., как христианство и ислам, является монотеизм. Характерный для христ. монотеизма своего рода культ абстрактного человека обусловлен отношениями товарного произ-ва и связан с таким пониманием человека, в к-ром его реальные социальные характеристики, социальное неравенство между людьми, их имущественные, правовые и др. раз­личия отбрасываются и «преодолеваются» как несущест­венные с т. зр. главного отношения, определяющего сущность человека  отношения к богу. Складываются новые формы религ. организации и религ. отношений церковь, духовенство (клир) и миряне; получает разви­тие теология. Одной из форм распространения мировых Р. является миссионерство.

Сущность Р. наиболее глубоко была раскрыта марк­сизмом, к-рый продолжил и развил традиции критики Р. прогрессивной обществ. мыслью (см. Атеизм), подняв эту критику на качественно новый уровень. Марксизм объясняет существование Р. реальными обществ.-историч. отношениями. Развивая и критически преодолевая фейербаховскую антропологизацию Р., марксизм подчёрки­вает, что в основе религ. отчуждения лежит реальное отчуждение человека в обществе, в к-ром «...человеческая сущность не обладает истинной действительностью» и потому получает иллюзорное осу­ществление в боге (Маркс К., там же, т. 1, с. 414).

К. Маркс и Ф. Энгельс связывали преодоление Р. с революц. переустройством общества на коммунистич. началах. «Религиозное отражение действительного ми­ра может вообще исчезнуть лишь тогда, когда отноше­ния практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой. Строй общественного жизненного процесса... сбросит с себя мистическое туманное по­крывало лишь тогда, когда он станет продуктом сво­бодного общественного союза людей и будет находить­ся под их сознательным планомерным контролем» (Маркс К., там же, т. 23, с. 90).

Земные истоки Р. всё более раскрывались, по мере то­го как она становилась предметом науч. изучения. Многочисл. этнологич. исследования (Э. Тайлор, Дж. Фрейзер, Р. Маретт и др.), характеризуя Р. в её элементарных проявлениях, помогли реконструировать историю возникновения религ. верований. Изучение древнейших закреплённых в памятниках письмен­ности религ. текстов дало обширный сравнит. материал для объяснения сходства мифов, верований и культов у народов в разных частях света, к-рое вытекает из сходства форм производств. деятельности, экономич. быта на ранних ступенях обществ. развития. Была показана связь религ. сознания с развитием языка и общим культурным развитием древнего мира.

В классовом обществе Р. как элемент социальной структуры выполняет определ. функции, является од­ним из инструментов, при помощи к-рых идеи господст­вующих классов становятся господствующими в данном обществе идеями. Р. выступает, т. о., как духовная опора «превратного мира», построенного на социальном не­равенстве и гнёте. В то же время, будучи включённой в борьбу классов, Р. в определ. обстоятельствах мо­жет выражать и выражала интересы и стремления экс­плуатируемых масс; их борьба против эксплуатато­ров облекалась нередко в форму борьбы одной религ.идеи против другой: «...выступление политического про­теста под религиозной оболочкой есть явление, свойст­венное всем народам, на известной стадии их разви­тия...» (Ленин В. И., ПСС, т. 4, с. 228). Вера в суще­ствование бога может формировать различное отноше­ние к действительности, обнаруживать себя в различ­ном социальном поведении, к-рое колеблется в доста­точно широких пределах между мирским служением и монашеской отрешённостью от мира, экзальтацией и квиетизмом, примирением с существующим порядком вещей и протестом. Так, ориентация совр. религ. идео­логии на земные проблемы отражает изменения в созна­нии широких масс верующих трудящихся, к-рые всё больше стремятся к эффективному осуществлению со­циальной справедливости на земле путём участия в борьбе за изменение несправедливого эксплуататор­ского мира.

С каждым великим историч. переворотом в обществ. порядках происходил переворот и в религ. представле­ниях людей. Так, ср.-век. католицизм олицетворял со­бой феод. разновидность христианства, в противовес к-рой с развитием капитализма возник протестантизм как бурж. разновидность христианства. В свою очередь, и католицизм со 2-й пол. 19 в. становится на путь при­способления к условиям бурж. общества. Вместе с тем с эпохи Возрождения получает всё большее развитие процесс секуляризации постепенного падения влия­ния Р., высвобождения изпод её контроля различных сторон обществ. и личной жизни. Особенно большой размах этот процесс приобретает в совр. историч. эпо­ху, в условиях глубоких социальных преобразований и науч.-тсхнич. прогресса человечества, когда Р. пе­реживает глубокий и необратимый кризис.

Коммунизм, открывший научно обоснованную пер­спективу утверждения социальной справедливости, превративший социализм из утопии в науку и затем в социальную реальность, противостоит Р. как реаль­ный гуманизм, не признающий гуманизма утешит. лжи или самообмана: «упразднение религии, как иллю­зорного счастья народа, есть требование его действительного счастья» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 415). До тех пор пока Р. сохраняется ещё в социалистич. обществе, верующим предоставляется возможность свободного отправления культа. Так, ст. 52 Конституции СССР гласит: «Гражданам СССР гарантируется свобода совести,  то есть право исповедовать любую религию или не испо­ведовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религ. верованиями запрещается». Церковь отделена от гос-ва, и оно не вмешивается в от­ношения граждан к Р. и религ. верованиям в этом воплощён лозунг свободы совести, отстаивавшийся марксизмомленинизмом на всех этапах его исто­рии. Вместе с тем в социалистич. обществе создаются условия для освобождения сознания от религ. воззре­ний, ведётся науч.-атеистич. пропаганда. Историч. практика подтверждает мысль Маркса о том, что «...религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате общественного разви­тия, в котором крупная роль принадлежит воспита­нию» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Об атеизме, Р. и церкви, 1971, с. 470).

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое религия
Значение слова религия
Что означает религия
Толкование слова религия
Определение термина религия
religiya это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины