Поиск в словарях
Искать во всех

Советский философский словарь - реализм

 

Реализм

реализм
(от позднелат. realis вещественный, дей­ствительный), филос. направление, признающее лежа­щую вне сознания реальность, к-рая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон, ср.-век. схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познават. процесса и опыта (филос. Р. 20 в.).Р. в ср.-век. философии один из основ­ных наряду с номинализмом и концептуализмом ва­риантов решения спора об универсалиях, выясняющего онтологич. статус общих понятий, т. е. вопрос об их реальном (объективном) существовании. В отличие от номинализма, для к-рого реальна лишь единичная вещь, а универсалия основанное на реальном сходстве предметов обобщение в понятии, Р. считает, что уни­версалии существуют реально и независимо от созна­ния (universalia sunt realia).

В богатом оттенками учении Р. обычно выделяют два его вида: крайний Р., считающий универсалии сущест­вующими независимо от вещей, и умеренный Р., пола­гающий, что они реальны, но существуют в единичных вещах. Р. в крайнем своём выражении из-за пантеистич. тенденций вошёл в конфликт с церковью, поэтому в ср. века господствовал умеренный Р.

Проблема универсалий исторически восходит к уче­нию Платона об организующих мир и самодовлеющих сущностях «идеях», к-рые, находясь вне конкретных вещей, составляют особый идеальный мир. Аристотель в отличие от Платона считал, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой. Оба эти воззрения воспроизводились в схоластике: пла­тоновское как крайний Р., аристотелевское как умеренный.

Платоновский Р., переработанный в 3-4 вв. н. э. неоплатонизмом и патристикой (крупнейший предста­витель последней Августин истолковывал «идеи» как мысли творца и как образцы творения мира), перехо­дит в ср.-век. философию. Иоанн Скот Эриугена (9 в.) считал, что общее целиком присутствует в индивидууме (единичные вещи) и предшествует ему в божеств. уме; сама вещь в своей телесности есть результат облечения сущности акциденциями (случайными свойствами) и является суммой умопостигаемых качеств. В 11 в. край­ний Р. возникает как оппозиция номинализму И. Росцелина, выраженная в доктрине его ученика Гильома из Шампо, утверждавшего, что универсалии как «пер­вая субстанция» пребывают в вещах в качестве их сущ­ности. В русле платоновского Р. развивают свои учения Ансельм Кентерберийский (11 в.) и Аделард Батский (12 в.). Ансельм признаёт идеальное бытие универсалий в божеств. разуме, но не признаёт их существования наряду с вещами и вне человеч. или божеств. ума.

Но наиболее устойчивым и приемлемым для церкви оказался Р. Альберта Великого и его ученика Фомы Аквинского (13 в.), синтезировавших идеи Аристотеля, Авиценны и христ. теологии. Универсалии, согласно Фоме, существуют трояко: «до вещей» в божеств. разу­ме как их «идеи», вечные прообразы; «в вещах» как их сущности, субстанциальные формы; «после ве­щей» в человеч. разуме как понятия, результат аб­стракции. В томизме универсалии отождествляются с аристотелевской формой, а материя служит принципом индивидуации, т. е. разделения всеобщего на особен­ное. Умеренный Р., серьёзно поколебленный номинали­стом Оккамом, продолжает существовать и в 14 в.; последняя значит. доктрина умеренного Р. появляется в 16 в. у Суареса. Ср.-век. Р. (как и унаследовавший его установки классич. рационализм), пытаясь осмыслить проблему общего и единичного, не разрешил противо­речий, обусловленных интерпретацией общих понятий как абстракций, предшествующих обобщающей дея­тельности познания.

Реализм в бурж. философии 20 в., совокупность филос. учений и школ, общая черта к-рых признание реальности предмета познания, т. е. его независимости от сознания и познават. актов. Онтологич. концепции Р. варьируются от объективно-идеа­листических до непоследовательно материалистических. Представители Р. противопоставляют свои взгляды абс. идеализму неогегельянства и субъективному идеализ­му.

Признание объективности предмета познания в гно­сеологии связано в совр. Р. с метафизич. противопостав­лением субъекта и объекта как в гносеологич., так и в онтологич. плане. Поэтому для обоснования возможно­сти познават. отношения разрабатываются три осн. варианта понимания познания: непосредств. познание, подразумевающее принципиальную однородность субъ­екта и объекта в онтологич. плане (неореализм, или «непосредств. реализм»); опосредованное, связанное с принципиальной их разнородностью и требующее «посредника», переносящего информацию от объекта к субъекту (критический реализм) ; третьим является «он­тологич.» решение, признающее субъект и объект  равно­правными сторонами единого бытия (критич. онтоло­гия). Если первое и третье решения создают основу для идеалистич. и интуитивистского понимания познания, то второе оставляет возможность и для материалистич. гносеологии.

Р. 20 в., в отличие от неопозитивизма, онтологичен, но в противовес иррационалистич. и религиозно-филос. течениям строит онтологию («метафизику») в связи с наукой. Однако роль философии сводится к выявлению границ науч. знания и выработке «первичных понятий» и категорий онтологии спекулятивным образом, а не путём обобщения науч. теорий. Поэтому филос. знание оказывается принципиально отличным от научного, основываясь на непосредств. интуитивном переживании бытия и на вере. Тем самым открывается путь для со­единения реалистич. философии с религ. мировоззре­нием. Онтология («спекулятивная космология») Р. обычно связана с учением о «слоях» или «уровнях» сущего, а иногда и с эволюц. пониманием их как резуль­татов ряда качеств. скачков, не подготавливаемых количеств. изменениями и направляемых идеальными силами.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое реализм
Значение слова реализм
Что означает реализм
Толкование слова реализм
Определение термина реализм
realizm это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины