Советский философский словарь - псюхе
Связанные словари
Псюхе
Учение Платона о П., выросшее из орфикопифагорейской концепции, отличается от неё теоретич. углублением и многоаспектностью. Эпистемологич. аспект разрабатывается в «Федоне»: бессмертие и изначальная близость бестелесной П. к сверхчувств. миру делают возможным познание идей через «воспоминание» (см. Анамнесис). В «Федре» (265 b 5 слл.) П. выступает как онтологич. принцип (архе) движения, в «Тимее» мировая П. движет космосом и светилами (ср. также 10ю кн. «Законов»). Систематич. трактовка П. в социально-этич. плане дана в «Государстве» (IV 435 е слл.): иерархия трёх частей П. «рациональной, эмоционально-гневливой и похотливой» (локализованных соответственно в голове, груди и брюшной полости) соотносится с трёхчастным делением общества на стражейфилософов, воинов и ремесленноземледельч. сословие. Бессмертна только высшая часть, согласно «Тимею», созданная демиургом.
Осн. текст Аристотеля о П.трактат «О душе» (П.), психофизиологич. ориентация к-рого резко контрастирует с платонич. концепцией раннего диалога «Евдем» (фр. 1-12 ross). Аристотель изъял П. из космологии, передав функции «самодвижущегося» начала «природе», и различал три «способности» П. «питательную», «чувствительную» и «поэтическую» (интеллектуальную): первая присуща растениям, первые две животным, все три только человеку («О душе» 414 b 20-415 а 13). Душа и тело относятся между собой как акт и потенция, форма и материя и потому нераздельны; «отделима» и бессмертна только активная часть ноэтич. П. («О душе» III 5).
В Древней Академии Ксенократ (фр. 60 слл. Heinze) определял П. как «самодвижущееся число». Из древних перипатетиков Аристоксен (фр. 118 W) и Дикеарх (фр. 11 W) примыкали к упоминаемой уже в «Федоне» (88d) структурной концепции П. как «гармонии» тела, у Макробия приписываемой Пифагору и Филолаю, но, строго говоря, несовместимой с тезисом о бессмертии П. и родственной характерному для всей греч. медицины и натурфилософии (начиная с Алкмеона, фр. В 4) пониманию «здоровья» как сбалансированного равновесия противоположностей. Стоицизм вернулся к ионийскому телесному пониманию П. и довёл до предела традицию гилозоистич. панпсихизма (Анаксимен Гераклит Диоген), видя в П. часть панкосмич. пневмы; П. человека состоит из 8 частей: пяти органов чувств. речевой способности, семенной способности и «командного» центра, к-рому все остальные приданы подобно «щупальцам осьминога» («Placita» IV 4, 4). У Эпикура П. конгломерат атомов «огненного,воздушного, пневматического и нек-рого четвёртого безымянного» элемента, ответственного за ощущение («Placita» IV 3, 11).
В среднем платонизме и неопифагореизме возрождается пифагорейскоплатонич. учение о П., но при этом наблюдается тенденция к более жёсткой дифференциации П. и ума (нуса) и иерархич. подчинению первой второму. Плутарх приписывает материи иррацион. П.моторную силу и, подобно Аттику, признаёт вычитанную из 10-й кн. «Законов» Платона (897 d) злую П. Вселенной, соотнося её с космич. дьяволом вост. религий («Об Исиде и Осирисе»). Нумений формулирует учение о двух отд. П. в человеке рациональной и иррациональной и вводит впервые представление об «эфирном» теле П. (см. Квинтэссенция). У Плотина П. («Эннеады» IV) третья ипостась, «отображение» (?????) нуса, посредник между бестелесным миром, к-рому она принадлежит, и чувств. миром, к-рый она творит, по существу принимая на себя функции демиурга. Человеч. П. в качестве микрокосма аналогична мировой П.; обратившись вверх, она восходит к деятельности нуса, в к-рой объект и субъект неразличимы, обратившись вниз через дискурсивное мышление и чувств. восприятие нисходит до ярактич. деятельности.
Вопрос-ответ:
Самые популярные термины
1 | 1816 | |
2 | 1430 | |
3 | 1240 | |
4 | 1170 | |
5 | 1157 | |
6 | 1113 | |
7 | 921 | |
8 | 847 | |
9 | 808 | |
10 | 780 | |
11 | 764 | |
12 | 749 | |
13 | 725 | |
14 | 714 | |
15 | 713 | |
16 | 696 | |
17 | 694 | |
18 | 671 | |
19 | 669 | |
20 | 656 |