Поиск в словарях
Искать во всех

Советский философский словарь - противоречие

 

Противоречие

противоречие
диалектическое, взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций предметов и явлений, к-рые вместе е тем находятся во внутр. единстве и взаимопроникновении, выступая источником самодвижения и развития объективного мира и познания. Выражая сущность за­кона единства и борьбы противоположностей, катего­рия П. занимает центр. место в материалистич. диалек­тике.

В истории диалектики первая значит. концепция П. принадлежит Гераклиту: «вечное становление», воз­можное только как единство противоположностей, мыслится им в виде непрерывного перехода из одной противоположности в другую; борьбу противополож­ностей Гераклит понимает как общий закон для всего сущего. Платон, воспринявший диалектич. идеи элеатов и Сократа, развивает учение о П. в своей диалектике понятий: «единое» и «множество», «покой» и «движение» и др. противоречивы по необходимости, по своей природе; истина достижима посредством сведения противоречащих сторон в единое и целое. Продолжением диалектич. традиции осмысления противоречивости бытия и познания явилась идея тождества (единства) противоположностей, развитая Николаем Кузанским и Дж. Бруно, у к-рых П. трактуется как внутр. соотношения противоположностей, как их взаимопроникновение. Дальнейшее развитие учение о П. по­лучает в классич. нем. философии (Кант, Фихте, Шел­линг), в особенности у Гегеля. Рассматривая П. как «...корень всякого движения и жизненности» (Соч., т. 5, М.Л., 1937, с. 520), Гегель показал, что процесс раздвоения единого на противоположности есть сущность развития. Наряду с плодотворными диалектич. моментами для гегелевского учения о П. характерно отождествление П. объективной действительности с логич. содержанием категории П., а также истолкование в нек-рых случаях разрешения П. как нейтрализации, примирения противоположностей, что обусловлено исходными идеалистич. посылками его системы.

Подлинно науч. разработка и обоснование диалектикоматериалистич. учения о П. принадлежит К. Марк­су и Ф. Энгельсу, а его дальнейшее творч. развитие В. И. Ленину.

Противоположные стороны, моменты и тенденции в составе целого, взаимодействие к-рых образует П., не даны в неизменном виде. Процесс возникновения раз­личий и противоположностей имеет несколько стадий. На первонач. стадии, существуя ещё в возможности, П. выступает как тождество, содержащее несуществ. различие. Следующая стадия существ. различие в тож­дестве: при общей основе в объекте имеются существ. свойства, тенденции, не соответствующие друг другу. Существ. различие превращается в противополож­ности (наибольшее различие, полярность, антагонизм), к-рые, взаимоотрицая друг друга, перерастают в П. Маркс отмечал: «Сосуществование двух взаимнопро­тиворечащих сторон, их борьба и слияние в новую категорию составляют сущность диалектического дви­жения» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 136). Всякое развитие есть возникновение П., их разрешение и в то же время возникновение новых П.

Обладая всеобщим характером, П. по-разному проявляются в различных сферах бытия и познания в зависимости от специфики противоположных сторон, а также от тех условий, в к-рых развёртывается их взаимодействие. Различают внутренние и внешние, антагонистич. и неантагонистич., основные и неосновные П. Внутр. П.это взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта (напр., внутри данного организма или конкретного общества). Внеш. П.это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам (напр., между обществом и приро­дой, организмом и средой). Антагонистич. П.это взаимодействие между непримиримо враждебными классами, социальными группами и силами. Они воз­никают на основе враждебности коренных интересов про­тивоположных классов и, заостряясь до конфликта, мо­гут вылиться в социальную революцию. Неантагонистич. П., специфичные для всех обществ. отношений неэкс­плуататорского общества, выступают как взаимодей­ствие между классами, осн. интересы и цели к-рых совпадают. Социалистич. революция разрешила и тем самым устранила антагонистич. П., но она не ликвиди­ровала П. вообще. В условиях социализма существуют П., носящие неантагонистич. характер (напр., между развивающимся произ-вом и растущими потребностями, между творч. мышлением и догматизмом).

Однако, как показывает историч. опыт, после построе­ния основ социализма, при определённых условиях (вследствие крупных и долгое время накапливающихся недостатков в организации хозяйств. и культурного строительства, в управлении обществ. делами и т. п.) неантагонистич. II. могут приобрести черты антаго­нистич. П. С построением развитого социализма пере­растание неантагонистич. П. в антагонистические ста­новится объективно невозможным.

Основные П.это П., играющие решающую роль в развитии (напр., осн. П. совр. эпохи П. между гибнущим капитализмом и утверждающейся коммунистич. формацией).

П.важнейший методологич. принцип, логич. фор­ма развития познания. П., возникающие в мышлении, отражают П. .объективной реальности. «Так называе­мая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем про­тивоположностей...» (Энгельс Ф., там же, т. 20, г. 526). Специфич. формой существования диалектич. II. в познании выступают антиномии, имеющие объек­тивную основу: отражаемое в них содержание является в конечном счёте моментом структуры развивающегося объективного П. Познават. антиномии служат формой теоретич. воспроизведения диалектич. П. в науч. тео­риях, развитие к-рых осуществляется в результате раскрытия и разрешения П., обнаруживающихся в предшествующих теориях или уровнях исследования. При этом наиболее плодотворным способом разреше­ния антиномий, возникающих в теоретич. мышлении, является выход за их пределы, обнаружение их глубо­кой основы, выявление перехода одной противополож­ности в другую и раскрытие опосредствующих звеньев этого перехода.

Принцип П. получает идеалистич. и Метафизич. ис­толкование в совр. бурж. философии. Иррационализм (философия жизни,  экзистенциализм, «трагич. диалек­тика», «негативная диалектика» ) рассматривает П. как нечто принципиально неразрешимое, как такое чисто мистич. совмещение противоположностей, к-рое пости­гается только интуицией. Позитивизм и неопозитивизм сводят П. к внеш. отношению между противоположны­ми сторонами, находящимися не в противоречивой, а соотносит. связи, что по существу влечёт за собой полное отрицание принципа П. Методологич. основой ревизионистского искажения диалектико-материалистич. учения о П. является механистич. истолкование диалектики и подмена её релятивизмом. Праворевизионистские идеологи, пытаясь обосновать оппортунизм, подчёркивают момент социального единства при капитализме, пренебрегая при этом борьбой противо­положностей. Левые ревизионисты, непомерно расши­ряя сферу проявления антагонистич. П., рассматри­вают их как всеобщие, причём момент борьбы про­тивоположностей неправомерно абсолютизируется, а единство игнорируется, что служит основой для крайнего волюнтаризма и субъективизма в политике. Весь ход развития науки и общества полностью опро­вергает подобные концепции.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое противоречие
Значение слова противоречие
Что означает противоречие
Толкование слова противоречие
Определение термина противоречие
protivorechie это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины