Поиск в словарях
Искать во всех

Советский философский словарь - прокл

 

Прокл

прокл
Д и а д о х (8.2.412, Константино­поль -17.4.485, Афины), др.-греч. философ-неоплатоник. О жизни П. известно из биографии, написанной его учеником Марином («П., или О счастье»), а также из фраг­ментов «Жизни Исидора» Дамаския. Учился в Александ­рии, затем в Афинах у Плутарха Афинского и Сириана. Сменил Сириана в 437 в качестве главы платоновской Академии; соч. П. тесно связаны с его преподават. деятельностью. П. составил комм. ко всем 12 диалогам Платона, входившим в принятый начиная с Ямвлиха школьный курс платоновской экзегезы; из них дошли целиком или частично комм. к «Алкивиаду», «Кратилу», «Гос-ву», «Тимею» и «Пармениду». Для школьного оби­хода П. написал толкования отд. мест из Гомера и Гесиода, а также «Орфич. теологию», «Согласие между Орфеем, Пифагором и халдейскими оракулами» и нас­тавление по аллегорич. толкованию мифов «О мифич. символах». П. составил комм. к Плотину, введение к философии Аристотеля и комм. к трактату «О пяти об­щих понятиях» Порфирия, а также начальное руковод­ство к платоновской философии. Ряд небольших, иногда полемич. трактатов П. посвящён отд. проблемам про­мыслу, року, существованию зла и т. п. Сводку осн. понятий, правил и методов физики (собственно, арис­тотелевского учения о движении) и неоплатонич. мета­физики представляют собой «Начала физики» и «Начала теологии» (рус. пер.«Первоосновы теологии», 1972). Систематич. характер носит «Теология Пла­тона».

Иерархия универсума строится у П. по схеме плато­новского «Парменида»: сверхсущее единое, оно же благо и бог; далее сверхсущие единицыбоги, к-рым причастны сущие боги, или умы; последние представ­ляют собой умопостигаемых богов, или бытие, понимае­мое на основе платоновского «Филеба» (23 с-d) как единство моментов предела, беспредельности и их соединения. Бытию и умопостигаемым богам противо­поставлены ум (нус) в собственном смысле слова и мыс­лящие боги. С мыслящими богами-умами связаны мыслящие души. Следующая ступень демонич. «просто души»: ангелы, демоны в собств. смысле и герои. Ещё ниже «частичные души», одушевляю­щие тела; к ним принадлежит и душа человека. Ниже всего неодушевлённые тела. В эту расчленённую иерархич. структуру П. включает традиц. греч. богов, рас­пределяя их по триадами разделяя на трансцендентных и космических. Между телами и душой посредствует «природа», бестелесная, но неотделимая от тел бессознат. сила, тождественная с силой рока. Материя, не будучи ни злом, ни благом, необходимо появляется в процессе ослабления первоначала и происходит от высших начал.

Наряду с иерархией бытия П. строит иерархию наук: физика и этика, математика, философия таков ряд наук, соответствующий теоретич. добродетелям, к-рые свидетельствуют о приобщении человека к сфере ума извне. Выше них стоят добродетели парадигмати­ческие и гиератические, характеризующие более высо­кий тип жизни, чем науч. познание: парадигматиче­ские слияние человека со сферой ума, гиератиче­ские выход за пределы ума к единому. Всякий высший тип знания возможен только благодаря божеств. озарению; если любовь (эрос) связывает с божеств. кра­сотой, истина открывает божеств. мудрость, то вера со­единяет с благостью богов. По свидетельству Марина, П. говорил, что философ должен быть «иереем целого мира» Философия П.наиболее подробный вариант школьно­го платонизма оказала громадное влияние на всю ср.-век. философию (отчасти через посредство Псевдо-Дионисия Ареопагита) на европ., визант., араб. фило­софию, а также философию Возрождения (Николай Кузанский, Пико делла Мирандола и др.).

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое прокл
Значение слова прокл
Что означает прокл
Толкование слова прокл
Определение термина прокл
prokl это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины