Поиск в словарях
Искать во всех

Советский философский словарь - прекрасное

 

Прекрасное

прекрасное
категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетич. ценностью. Как эстетич. ценность П. отличается от нравственных и теоретич. ценностей (добра, истины) тем, что оно связа­но с определ. чувств. формой и обращается к созерца­нию или воображению; в отличие от утилитарно-полезного, отношение к И. носит бескорыстный харак­тер.

Для древнейшего эстетич. сознания П. мыслилось как неотъемлемое свойство мира, космоса. Для пифа­гореизма П. есть гармония, внутренне присущая ве­щам, источник к-рой усматривался в мистически пони­маемых количеств. отношениях. По Гераклиту, «пре­краснейший строй мира» и «прекраснейшая гармония» являются результатом единства и борьбы противопо­ложностей. Гераклит говорит также об относительности П.: «... Самая прекрасная обезьяна безобразна по срав­нению с родом людей» (Платон, Гиппий Больший 289а). По Сократу, относительность П. обусловлена тем, что «все хорошо и прекрасно по отношению к тому, для чего оно хорошо приспособлено» (Ксенофонт, Воспомина­ния о Сократе III, 8, 5). Платон проводит чёткое раз­личие между тем, «что прекрасно» и тем, «что такое пре­красное» («Гиппий Больший» 287 е), т. е. между сущ­ностью П. и его проявлениями. Сущность П. Платон трактует как вечную, безотносительную, божеств. идею, от к-рой зависит существование всех прекрасных явле­ний (см. «Пир» 211 а b). Человек же, «видя здешнюю красоту, вспоминает красоту истинную» («Федр» 249 d).

Отвергая теорию платоновских «идей», Аристотель полагает, что должно быть единым «прекрасное и бытие прекрасного» («Метафизика» VII 6, 1031 b). В соответ­ствии с этим Аристотель рассматривает II. как объектив­ное свойство самой действительности, как проявление сё закономерностей: «... самые главные формы прекрас­ного, это порядок в пространстве, соразмерность и определенность...» (там же XIII 3, 1078 а 34); в живой природе П. связано с целесообразностью («О частях животных» 645 а).

Объективно-идеалистич. понимание П. развивается в зстетич.. учениях неоплатонизма и христианства. Согласно Плотину, П. в телах возникает благодаря приобщению к высшей красоте, исходящей от единого («Эннеады» I 6, 1-9). Августин писал, что бог сотворил «прекрасные разнообразные формы, блестящие и прият­ные цвета» («Исповедь» X 34). Фома Аквинский, усмат­ривая конечный источник И. в боге, условиями П. счи­тал целостность, или совершенство, должную пропор­цию, или созвучие, и ясность («Summa theologiae» l, qu. 39, art. 8).

Мыслители эпохи Возрождения были убеждены в объективности П., к-рое определяется Л. Б. Альберти как «... строгая соразмерная гармония всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат...» («Десять книг о зодчестве», т. 1, М., 1935, с. 178). Для Леонардо да Винчи и других теоретиков и практиков иск-ва Возрождения гармонически и многосторонне развитый человек высшая мера П.

Классицизм трактовал П. и его оценку рационали­стично и нормативно. В эпоху Просвещения эстетика вычленяется в самостоят. дисциплину (у Баумгартена) именно как «наука о П.». Анализ П. у просветителей связан с их поисками гармонич. обществ. связей, прео­долевающих противоречия совр. цивилизации. П. рас­сматривается как посредствующее звено между разу­мом и чувствами, отвлечённым долгом и естеств. влече­ниями, как «свобода в явлении» (Шиллер), как единство правды и идеала в иск-ве (Дидро, Лессинг). Дидро, считая, что «... восприятие отношений есть основа пре­красного», различает «реально прекрасное» и «прекрас­ное, которое мы воспринимаем», или «относительно прекрасное» (Избр. произв., М., 1951, с. 382, 378). Англ. сенсуалистич. эстетика 18 в. детально исследовала психологию восприятия и переживания Л. (Ф. Хатчесон, Г. Хом, Э. Бёрк). Абсолютизация субъективной сто­роны П. привела к идеалистич. отрицанию его объектив­ности в эстетич. воззрениях Юма и Канта. По мнению Канта, «эстетическое свойство» «то, что в представ­лении об объекте чисто субъективно...» (Соч., т. 5, М., 1966, с. 188) и «... суждение вкуса не познавательное суждение...» (там же, с. 210). Предмет может считаться прекрасным, если отношение к нему будет незаинтере­сованным, если он без понятия представляется как объект всеобщего «необходимого удовольствия» и если он воспринимается как обладающий «формой целесообразности» «без представле­ния о цели» (там же, с. 245, 240). Гегель при иссле­довании П. отвергает кантовское «... ошибочное пред­ставление о существовании прочной противоположно­сти между субъективным мышлением и объективными предметами...» (Соч., т. 12, М., 1938, с. 61). Для Гегеля П. объективно как «чувственная видимость идеи» (там же, с. 115). Поскольку же в природе идея проявляется лишь смутно, то и П. в ней несовершенно. Только иск-во, по Гегелю, способно осуществить необходимое для истинно П. полнее соответствии идеи и образа; П. в иск-ве и есть идеал. Ценнейшее достижение гегелевской эстетики диалектич. подход к изучению П. и понима­ние историч. развития П., хотя и на объективно-идеалистич. основе.

Материалистич. эстетика 18-19 вв. доказывала объ­ективность П., рассматривая его как свойства, качест­ва, отношения самой материальной действительности. «Под красотой я понимаю писал Э. Бёрк в «Философ­ском исследовании происхождения наших идей о воз­вышенном и прекрасном» качество или качества тел, благодаря которым они (тела.Ред.) вызывают любовь или подобную страсть». Чернышевский выступил про­тив упрощённой трактовки этой объективности у Бёрка, критикуя его за то, что тот принял «прекрасное и возвы­шенное прямо за качества самих тел, производящих на нас такие впечатления» (ПСС, т. 2, 1949, с. 136). Согласно Чернышевскому, «прекрасное есть жизнь» и «прекрасно то существо, в котором видим мы жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям» (там же, с. 10).

В бурж. эстетике кон. 19-20 вв. проблема П. рассмат­ривается с идеалистич. позиций. Согласно субъективно-идеалистич. теории вчувствования (Р. Фишер, Т. Липпс, Верной Ли и др.), П. образуется проецированием чело­веч. чувства на предмет. По определению Дж. Санта-яны, «... красота есть наслаждение, рассматриваемое как качество вещи» («The sense of beauty», N. ?., 1955, p. 51). Для Б. Кроче П.«адекватность выражения» («Эстетика как наука о выражении и как общая линг­вистика», ч. 1, М., 1920, с. 106). В эстетике прагматизма П. трактуется как качество «опыта» в идеалистич. его понимании; Дж. Дьюи сводит П. к «обозначению характерной эмоции» («Art as experience», N. ?., 1934, p. 129). Ряд представителей совр. бурж. эстетики стирает гра­ницы между П. и безобразным.

Марксистская эстетика раскрыла закономерную связь между П. и трудовой деятельностью человека, на основе к-рой вообще возникло его эстетич. отношение к миру. К. Маркс отмечал, что «... человек строит также и по законам красоты», поскольку он в практич. созидании предметного мира утверждает себя в своей обществ.-человеч. сущности и, в отличие от животного «... произ­водит универсально..., будучи свободен от физической потребности...», «... свободно противостоит своему про­дукту... умеет производить по меркам любого вида и всюду он умеет прилагать к предмету присущую мерку» (M a p к с К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 42, с. 93, 94). Многообразные явления природы и обществ. жизни обладают свойством П. в той мере, в какой они в своей конкретно-чувств. целостности выступают как обществ.-человеч. ценность, свидетельствующая об утверждении человека в действительности, предметно воплощающая свободное развитие человека и общества. Поэтому вос­приятие и переживание П. вызывает бескорыстную лю­бовь, чувство радости и ощущение свободы.

Определ. закономерности (правильность, симметрич­ность, гармония, ритм, пропорциональность, «целесооб­разность», мера в звуковых и цветосветовых отноше­ниях), характеризующие внеш. облик явлений, стали обладать эстетич. значимостью, поскольку через позна­ние и использование их человек утверждает себя в мире. Свойством П. обладает сам человеч. труд как свобод­ная, творческая, общественно значимая деятельность, доставляющая наслаждение «... игрой физических и интеллектуальных сил» (Маркс К., там же, т. 23, с. 189), а также её результаты, несущие на себе «отпе­чаток» большого мастерства и высокой культуры. В продуктах человеч. деятельности П. выступает как про­явление и, следовательно, как свидетельство целесооб­разности и совершенства.

П. в иск-ве его художеств. ценность обуслов­лено правдивым отражением жизни (красота истины), выражением гуманистич. идеалов, а также мастерством, создающим форму, гармонически соответствующую содержанию.

П. как ценность, в к-рой выражено объективное эстетич. значение явлений, осваивается через субъек­тивные эстетич. оценки, сквозь призму вкусов и идеа­лов людей. Важнейшей задачей эстетич. воспитания является формирование и развитие способности чело­века воспринимать подлинную ценность П.

В советской лит-ре по эстетике проблема П.предмет дискуссии, в центре к-рой соотношение в П. объективного и субъективного, природного и общест­венного.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое прекрасное
Значение слова прекрасное
Что означает прекрасное
Толкование слова прекрасное
Определение термина прекрасное
prekrasnoe это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины