Советский философский словарь - дао
Связанные словари
Дао
Для легиста Хань Фэйцзы Д.первопричина возникновения не только тьмы вещей, но и различий между ними, оно упорядочивает тьму принципов, определяющих вещи. Овладение Д. приводит к разным результатам: одни становятся мудрыми, другие безумцами, одни процветают, другие гибнут. Однако правителю необходимо овладеть Д., чтобы не стать жестоким внутри и агрессивным вне страны, ибо это ведёт к её гибели.
Иначе трактуется Д. в конфуцианстве. У Конфуция Д. лишено космологич. окраски и обретает смысл морального закона, этич. принципа, пути поведения, долга, поэтому оно зависит от образованности: небо наделяет человека натурой, поведение в согласии с нею называется Д. Д. совершенствуется через обучение, а также через жэиь гуманность. Дальнейшее развитие эта идея получила у Хань Юя: всеобщая любовь паз. гуманностью; осуществление гуманности наз. справедливостью; поведепие, согласующееся с ними, наз. Д. Неоконфуцианцы сопоставляют Д. не только с жэнь, но также с космосом, природой: субстанция действий неба (природы) наз. изменением, их закон (принцип) Д. (Чэн Хао); последоват. движение сил инь и ян является Д.это то, из-за чего инь и ян чередуются друг с другом (Чэн И); Д. заполняет Вселенную, в отнесении к небу оно наз. инь и ян, в отнесении к земле силой и слабостью, в отнесении к человеку гуман
ностью и справедливостью (Лу Цзююань). Термин «Д.» встречается и у др. философов.
Вопрос-ответ:
Похожие слова
Самые популярные термины
1 | 1816 | |
2 | 1431 | |
3 | 1240 | |
4 | 1171 | |
5 | 1158 | |
6 | 1114 | |
7 | 922 | |
8 | 847 | |
9 | 808 | |
10 | 780 | |
11 | 765 | |
12 | 750 | |
13 | 726 | |
14 | 715 | |
15 | 714 | |
16 | 697 | |
17 | 695 | |
18 | 672 | |
19 | 670 | |
20 | 656 |